Образование, профессия и благосостояние влияют на риск когнитивных нарушений
Социально-экономические факторы, такие как образование, род занятий и благосостояние, влияют на вероятность развития когнитивных нарушений или деменции в пожилом возрасте, а также на вероятность выздоровления человека, говорится в новом исследовании, проведенном учеными из Лондонского университета.
В исследовании, опубликованном в Scientific Reports, участвовало 8442 взрослых в возрасте 50 лет и старше в Англии в течение 10 лет с 2008/09 по 2018/19 гг. Целью было изучить, как социально-экономические факторы в начале исследования были связаны с изменениями когнитивного статуса.
Исследователи отслеживали, как эти люди переходили между различными состояниями: здоровыми, с легкими когнитивными нарушениями и деменцией. Они также рассматривали возможность реверсий, когда люди улучшались от состояния с легкими когнитивными нарушениями до здорового.
Информация о социально-экономических факторах собиралась с помощью анкеты для самостоятельного заполнения. Когнитивные нарушения определялись с использованием смеси источников, включая отчеты участников о диагнозе врача, результаты когнитивных тестов и их собственные отчеты о симптомах и жалобах, что давало полную картину когнитивного здоровья каждого участника. В дополнение к этим аспектам исследование также учитывало демографические факторы, такие как возраст, пол и семейное положение.
Оценив время, проведенное в каждом когнитивном состоянии, и вероятность переходов в нейрокогнитивные расстройства, такие как когнитивные нарушения и деменция, исследователи смогли получить полное представление о том, как социально-экономические факторы влияют на прогрессирование расстройства человека, а также о продолжительности пребывания в каждом когнитивном состоянии с течением времени.
Группа обнаружила, что люди из более социально-экономически благополучных слоев населения, особенно те, у кого есть послевузовское образование (например, университет или колледж), управленческие или профессиональные профессии, а также те, кто входит в самую обеспеченную треть населения, с меньшей вероятностью перейдут от здорового когнитивного состояния к легким когнитивным нарушениям или от легких когнитивных нарушений к слабоумию по сравнению с людьми с начальным образованием (не выше средней школы), работающими на ручном или рутинном производстве и входящими в самую социально-экономически неблагополучную треть населения.
Например, наличие послесреднего образования было связано с 43%-ным снижением вероятности перехода от здорового когнитивного состояния к легкому когнитивному нарушению.
Между тем, принадлежность к самой богатой трети населения была связана с 26%-ным снижением вероятности перехода от легкого когнитивного нарушения к слабоумию.
Примечательно, что эти благополучные люди также с большей вероятностью восстанавливались после легкого когнитивного нарушения и возвращались к здоровому когнитивному состоянию, при этом у обеспеченных людей вероятность улучшения была на 56% выше, а у людей с высшим образованием или работающих в сфере физического труда — на 81% выше, чем у людей из неблагополучных социально-экономических слоев.
«Наше исследование подчеркивает важную роль благосостояния, образования и занятости не только в снижении риска перехода от легкого когнитивного нарушения к деменции, но и в повышении вероятности обращения когнитивного нарушения в здоровое когнитивное состояние, что является многообещающим», - отметила соавтор исследования Дорина Кадар. «Это потенциальное восстановление имеет решающее значение для повышения качества жизни в последующие годы и снижения долгосрочного бремени когнитивных нарушений для систем здравоохранения, семей и общества в целом. Наши результаты подчеркивают потенциальную защитную силу финансовой стабильности и доступа к ресурсам в укреплении здоровья мозга и когнитивной устойчивости, подчеркивая важность социальной политики, которая поддерживает психическое и когнитивное благополучие для всех уровней дохода».
Исследование не может дать точных объяснений того, почему определенные социально-экономические факторы влияют на когнитивное здоровье. Однако авторы полагают, что за их выводами может скрываться несколько причин.
«Возможно, что образование и интеллектуально требовательная работа обеспечивают большую умственную стимуляцию и помогают создать более сильный резерв мозга, помогая защитить людей от когнитивных нарушений и деменции», - сказал соавтор исследования Асватикутти Гириш. «Кроме того, люди с высшим образованием, более интеллектуально требовательной работой и благосостоянием имеют лучший доступ к здравоохранению и ресурсам, способствующим укреплению здоровья, таким как питательная диета, физические упражнения и профилактическая помощь, — все это может поддерживать когнитивное здоровье. Эти ресурсы также могут предоставить возможности для стабилизации или улучшения когнитивных функций, особенно когда когнитивные нарушения обнаруживаются на ранней стадии».
Исследователи надеются, что их результаты откроют новые возможности для дальнейшего изучения того, как социально-экономические факторы, в частности благосостояние, могут защитить от раннего прогрессирования когнитивных нарушений.
* Информация представлена исключительно в ознакомительных целях и не служит рекомендацией для лечения заболеваний
Обсудим?
Смотрите также: