Как в небе над Югославией был сбит американский самолет-невидимка F-117A ракетой советского комплекса 50- годов

Еще более удручил американских авиационных специалистов тот факт, что разрекламированный на весь мир и самый совершенный на тот момент военный самолет, созданный по технологии "стелс", был сбит обыкновенной ракетой. выпущенной из ПВО С-125, созданного военно-промышленным комплексом Советского Союза в конце 1950-х годов. Американцы в этот факт первоначально отказывались верить.

Дани знал слабые стороны американских ВВС и их самонадеянность, поэтому выбрал тактику "засады". После того, как выяснилось, что бомбардировщики летают без прикрытия по одному и тому же маршруту югославские зенитчики устроили F-117A достойную встречу.
Им помог в этом советский радар П-18. Его динноволновые импульсы спокойно засекали изготовленный по "стелс" технологии самолет. Обнаружив цель, но не спугнув ее - радар включался кратковременно, зенитчики подпустили самолет на расстояние 15 км.
Низкая дозвуковая скорость и плохая маневренность F-117A, а также грамотные расчеты югославских специалистов не оставляли ему шанса выжить. Советская ракета, выпущенная югославскими специалистами, сбила американца за 13 км до подлета к ракетному комплексу.

История поражения F-117A в Югославии была единственной на всем протяжении использования самолета. Но и этого оказалось достаточным для сворачивания его производства. Однако некоторое время "стелсы" использовались в других американских военных кампаниях, к примеру, в Ираке.
В ВВС США было поставлено 64 единицы F-117A, из которых один был сбит в Югославии и шесть пришли в негодность в небоевых условиях.
Планы использования самолетов этого типа вплоть до 2018 года были пересмотрены и к 2008 году все F-117A перестали нести боевое дежурство и прекратили участие в боевых действиях.
Как выяснилось в дальнейшем, умелая работа югославских ПВО, оказалась спусковым крючком, после нажатия которого все недостатки новейшего F-117A стали известны широкому кругу лиц. А их оказалось критически много.
Проектировщики и создатели F-117A поставили на этой модели эксперимент, минимизировав возможности обнаружения этой боевой машины наземными средствами ПВО, но в ущерб другим качествам.

Возвращаясь к уничтожению югославами самолета следует отметить высокие боевые качества югославских военнослужащих Золтона Дани.

В целях избежания обнаружения своего подразделения со стороны НАТОвских войск, он не использовал радиосвязь и часто менял дислокацию. Контроль и управление осуществлялись либо посредством кабельной связи, как во времена Великой Отечественной Войны, либо с использованием посыльных.
Умелое маневрирование и опыт позволили ему продержаться практически без потерь все время военной агрессии, то есть почти 80 дней. За это время он бесконечно менял позиции, передвигая свои комплексы на расстоянии более 1 000 км, при чем делая это скрытно и незаметно для военной радио- и наземной разведки противника.
Подвиг зенитчиков, на примере Дани, показал, что умный и грамотный подход к командованию и управлению подразделением может противостоять даже самому современному вооружению противника.
Обсудим?
Смотрите также: