Раскрыты различия погребальных практик неандертальцев и ранних людей Леванта
Исследование, опубликованное в журнале L'Anthropologie профессором Эллой Бин из Академического колледжа Оно и Омри Барзилаи из Хайфского университета, проливает новый свет на практику погребения Homo sapiens и неандертальцев в регионе Леванта в эпоху среднего палеолита.
Исследование, в ходе которого было изучено в общей сложности 17 захоронений неандертальцев и 15 захоронений Homo sapiens из различных археологических памятников, выявило как сходства, так и различия в том, как эти два вида обращались со своими умершими, включая различия в месте захоронения, позе тела и специфическом погребальном инвентаре.
Средний палеолит в Западной Азии, в частности Левант, представляет особый интерес для изучения эволюции человека из-за сосуществования двух видов гомининов в это время. В то время как Homo sapiens прибыл в регион между 170 000 и 90 000 лет назад и вернулся туда 55 000 лет назад из Африки, неандертальцы пришли в Левант из Европы около 120 000–55 000 лет назад.
В это время оба вида внезапно начали хоронить своих мертвецов, чего ни один из видов не делал раньше. Это говорит о том, что захоронения были впервые изобретены в Леванте, прежде чем распространились или были автономно изобретены в других местах.
Эти два вида легко различимы по биологии и морфологии, причем почти каждая кость в теле уникальна для каждого вида. Однако их материальная культура, мобильность и модели расселения почти неразличимы. Несмотря на это, была выдвинута гипотеза, что у двух видов могли быть разные практики захоронения.
«Несколько лет назад мой коллега доктор Омри Барзилай и я опубликовали статью о неандертальцах из Эйн-Кашиша (EQ3). Поначалу мы не были уверены, является ли EQ3, найденный на открытом воздухе, захоронением», - объясняет профессор Бин. «Эта неопределенность пробудила наш интерес к неандертальским погребальным обрядам, особенно в Леванте. Наши текущие исследования привели нас к выводу, что EQ3 действительно был преднамеренным захоронением. Кроме того, мы считаем, что изучение погребальных обрядов может дать представление о сходствах и различиях между H. sapiens и неандертальцами».
Исследование началось с изучения ряда мест, в которых были обнаружены останки скелетов Homo sapiens и неандертальцев. В их число вошли пять неандертальских мест: пещеры Тешик-Таш, Шанидар, Дедериех, Амуд, Табун и Кебара, а также два места обитания Homo sapiens: пещеры Схул и Кафзех.
На основании результатов около 37 подтвержденных захоронений было обнаружено, что и Homo sapiens, и неандертальцы хоронили своих умерших независимо от пола или возраста. Однако захоронения младенцев неандертальцев были более распространены, чем захоронения младенцев Homo sapiens. Аналогичным образом, оба вида иногда включали в погребальный инвентарь останки животных, включая рога коз, оленьи рога, нижние и верхние челюсти.
Несмотря на эти различия, исследователи также наблюдали различия, указывающие на то, что не все аспекты материальной культуры H. sapiens и неандертальцев в Леванте были схожи, как предполагалось ранее.
Профессор Бин подробно останавливается на некоторых из наблюдаемых различий: «В Леванте во времена MI6-MI3 мы не знаем о захоронениях H. sapiens в пещерах. Все их захоронения находятся у входов в пещеры или в скальных убежищах. Неандертальцы, с другой стороны, хоронят своих умерших внутри пещер (за исключением EQ3, который был захоронен на открытом воздухе)».
Кроме того, захоронения Homo sapiens были очень однородными, обычно в согнутой (эмбриональной) позе. Это контрастирует с захоронениями неандертальцев, которые были более разнообразными и включали людей, похороненных в согнутых, вытянутых (прямых) и полусогнутых положениях, когда они лежали на левой, спине или правой стороне.
Кроме того, неандертальцы чаще использовали камни в своих захоронениях, помещая тело между двумя большими камнями в качестве маркера положения или подкладывая под головы умерших куски модифицированного известняка в качестве своего рода подголовника.
Аналогичным образом, некоторые аспекты погребения практиковались Homo sapiens, но не неандертальцами, например, захоронения, связанные с охрой и морскими ракушками, которые полностью отсутствовали у неандертальцев.
Интересно, что исследователи также отметили всплеск захоронений в это время. Захоронения не только появились внезапно, но и произошли с очень высокой частотой в столь же сжатом регионе, особенно по сравнению с более поздними захоронениями во время среднего палеолита в Африке и Европе, которых всего три во всей Африке и 27, хотя и очень пространственно и временно разделенных для неандертальцев во всей Европе.
Увеличение плотности населения может частично объяснить этот внезапный бум захоронений. Из-за повышенной влажности и, следовательно, большего количества флоры и фауны в Сахаро-Аравийской пустыне в это время Homo sapiens были привлечены в этот регион из Восточной Африки.
В то же время таяние ледников в горах Таурус и Балкан открыло пути на юг, что позволило неандертальцам проникнуть в Левант. Там две популяции встретились, что, вероятно, увеличило плотность населения в этом районе и, таким образом, увеличило демографическое давление и наличие захоронений.
Эта тенденция к увеличению числа захоронений продолжалась в регионе, пока внезапно не прекратилась около 50 000 лет назад; по словам профессора Бина, «самым поразительным является то, что в более поздние периоды люди в Леванте не продолжали практику захоронений. После того, как неандертальцы вымерли около 50 000 лет назад, захоронения в пещерах прекратились до позднего палеолита, около 15 000 лет назад, во времена натуфийской культуры, полуоседлого общества охотников и собирателей».
Исследование Бина и Барзилаи не только проливает свет на практику погребения Homo sapiens и неандертальцев в Леванте во время среднего палеолита, но и поднимает интригующие вопросы о культурной эволюции этих двух видов.
«Захоронения являются важной частью культуры, и мы знаем, что и у неандертальцев, и у Homo sapiens была некая форма культуры. Загадочно, почему обе популяции внезапно начали хоронить своих умерших, а не из-за демографического давления», - говорят ученые.
Чтобы лучше понять различия и нюансы в культуре и захоронениях как Homo sapiens, так и неандертальцев, профессор Бин продолжит свои исследования, в настоящее время занимаясь стилизацией неандертальского захоронения.
Обсудим?
Смотрите также: