Рацион питания средневековой Франции выявил социальные и религиозные влияния
Археологи, работающие в регионе Лангедок на юге Франции, использовали стабильные изотопы, чтобы раскрыть новые сведения о средневековых диетических практиках. Исследование, опубликованное в журнале Archaeological and Anthropological Sciences ведущим автором Джейн Холмстром и его коллегами, выявило тонкие различия в диете среди социальных классов, основанные на сложном взаимодействии религии, социального статуса и диеты.
Их выводы основаны на анализе останков скелетов с двух кладбищ на юге Франции, одно из которых зарезервировано для высокопоставленных членов церкви из элиты Сен-Жан де Тодон, а другое для низшего класса Сен-Виктор-ла-Кост. Оба кладбища датируются IX и XIII веками нашей эры и, таким образом, попадают в период, когда происходили большие экономические и социальные структурные преобразования, которые могли повлиять на рацион питания тех, кто был похоронен на кладбище.
В конце VIII века различные регионы Европы, включая Францию, были затронуты структурными изменениями, которые повлияли на культурную, экономическую и социальную организацию общества. Примерно 200 лет спустя реформы Клюниака принесли еще больше изменений. Эти реформы были реализованы после того, как было сочтено, что церковь, ее священники, монахини и члены церкви слишком далеко отклонились от пути, задуманного святым Бенедиктом.
Чтобы исправить это, церковь стремилась восстановить большую однородность и дисциплину среди своих членов; это было достигнуто различными способами, в том числе путем введения ограничений в питании. Эти новые правила включали запрет на употребление мяса и установление ограничений на количество хлеба, вина и овощей, которые могли потребляться церковными лидерами.
Эти правила также распространялись на мирян, хотя и делались исключения, например, мирянам разрешалось есть мясо, за исключением постных дней, в которые разрешалась только рыба. Кроме того, очень старые, молодые и больные были освобождены от этих правил.
Используя вышеизложенные знания, почерпнутые из исторических записей, исследователи выдвинули гипотезу, что элитные люди, вероятно, имели разнообразную диету, включающую несколько растительных продуктов, но также богатую рыбой и продуктами животного происхождения (мясом и молочными продуктами). Монастырские люди Клюниака имели в основном вегетарианскую диету с регулярным доступом к рыбе, в то время как низший класс имел в основном вегетарианскую диету, иногда дополненную рыбой или животным белком.
Данные, полученные в результате анализа стабильных изотопов, предоставили исследователям возможность проверить эти гипотезы. Они обнаружили, что на элитном кладбище Сен-Жан-де-Тодон люди питались в основном овсом, ячменем, рожью и пшеницей, но также имели регулярный доступ к животному белку, как и предполагалось.
Интересно, что их выводы также показали, что женщины, как правило, потребляли меньше животных белков, чем мужчины. Это соответствует правилам бенедиктинского поста, которые давали указания по распределению пищи в зависимости от пола, возраста и статуса. Это может, отчасти, объяснить различные диетические сигналы, наблюдаемые между мужчинами и женщинами на кладбище.
Кроме того, было обнаружено, что, несмотря на то, что некоторые могилы имели маркеры, а другие не имели их, что указывало на разный семейный статус или социальное положение, люди, похороненные в обоих, имели схожую диету. Это означает, что, несмотря на потенциально разный социальный статус при жизни, эти люди все равно питались очень похожей диетой.
«Мы были удивлены, что на кладбище Сен-Жан-де-Тодон между людьми с надгробными плитами и без них различия в рационе были меньше, поскольку мы предсказывали, что надгробные плиты будут указывать на высокий социальный статус», - сказал Хольмстром.
Рацион жителей Сен-Виктор-ла-Коста был довольно однородным и состоял в основном из зерновых и овощей, независимо от пола или других факторов.
Интересно, что результаты по детям с обоих кладбищ предоставили информацию о грудном вскармливании и отлучении от груди. В частности, результаты показывают, что дети из Сен-Жан-де-Тондон в возрасте от 2 до 3 или 4 лет либо все еще находились на грудном вскармливании, либо находились в процессе отлучения от груди. Между тем, дети в возрасте от 1 до 2 лет в Сен-Виктор-ла-Кост, почти на два года моложе детей из Сен-Жан-де-Тондон, уже находились в процессе отлучения от груди. Эти данные указывают на то, что дети из элиты в среднем находились на грудном вскармливании дольше, чем дети из низших классов.
Результаты исследования открывают новые интересные перспективы в изучении пищевых практик средневековой южной Франции, на которые влияли не только социально-экономические преобразования, но и религия, возраст и пол.
«Данные этих кладбищенских групп можно сравнить с тем, что было записано в исторических записях, и получить новую информацию о том, что соблюдение правил церкви, возможно, было региональным или не строго соблюдалось каждым приходом, что дает иную точку зрения, чем письменные документы», - сказал Хольмстром.
На вопрос о будущих направлениях исследований Холмстром ответил: «Мы находимся в процессе расширения исследования на другие близлежащие современные кладбища для сравнения, чтобы лучше понять связь между социальным статусом и религией в то время. Мы также планируем провести дополнительный анализ радиоуглеродного датирования людей из Сен-Жан-де-Тодона и Сен-Виктор-ла-Кост, чтобы изучить изменения в питании с течением времени».
Обсудим?
Смотрите также: