Реинкарнация американской мечты применительно к Тибету

Признанный Далай-ламой последним перевоплощением средневекового буддийского святого Тэло Ринпоче, имеющий скандальную репутацию отпрыск калмыцких эмигрантов из Филадельфии сделал в буддийском мире головокружительную карьеру в стиле American dream. Вначале он открыл для себя Калмыкию на карте, а затем неожиданно для многих возглавил живущих в этой республике буддистов.
2021 год: накануне новой битвы за Тибет
В пылу американской предвыборной гонки противостояние США и Китая заиграло новыми неожиданными красками. К уже избитым вашингтонскими политиками вопросам двусторонней торговли с КНР и ситуации в Гонконге добавилась "проблема Тибета".
Подтверждением этого стало установочное заявление по Тибету Джо Байдена, сделанное им еще в сентябре прошлого года, в разгар избирательной кампании в США. Джо Байден не скупился на обещания встретиться с Далай-ламой, анонсировал назначение специального координатора по делам Тибета и намеривался добиться от Китая доступа в этот регион американских граждан, в том числе дипломатов и журналистов. Все эти обещания обильно сдабривались тезисами о защите прав граждан и свободе слова, а также привычными для современной американской дипломатии угрозами введения санкций против китайских официальных лиц, "ответственных за нарушение прав человека в Тибете".
Уже после президентских выборов 3 ноября, принесших победу Джо Байдену, в конце декабря прошлого года Конгресс США одобрил Законопроект о тибетской политике и поддержке 2020 года (The Tibetan Policy and Support Act of 2020), который в Вашингтоне назвали "историческим достижением" в борьбе за права народа Тибета. Как следует из законопроекта, официальная политика Соединенных Штатов по Тибету впредь будет исходить из того, что все решения относительно перерождения Далай-ламы должны будут находиться исключительно в компетенции нынешнего Далай-ламы, тибетских буддийских лидеров и тибетского народа.
Очевидно, что попытки ужесточить американский контроль за подбором кадров в иерархии тибетского буддизма, учитывая преклонный возраст Далай-ламы, при президенте Байдене будут только усиливаться.
Не будем забывать, что Далай-лама XIV, который в настоящее время живет в Индии, в Дхарамсале, достиг 85-летнего возраста. Согласно ламаистской вере, со смертью его существование не заканчивается. Он реинкарнируется в ребенка мужского пола, которого знатоки канона находят по ряду мистических признаков. Мистический ритуал поиска воплощения нового Далай-ламы соблюдался в течение многих столетий.
Однако в Пекине считают Далай-ламу раскольником и сепаратистом и исходят из того, что в будущем "живые Будды" должны будут утверждаться китайским правительством, в то время как тибетское духовенство должно быть лишено права самому находить реинкарнации именитых лам, включая Далай-ламу.
Кто вы, мистер Омбадыков
В условиях, когда буддийский мир стоит на пороге новой турбулентности в связи с усилением противостояния США и Китая по Тибету и нерешенным вопросом о том, кто станет будущим преемником Далай-ламы, среди буддийских лидеров обращает на себя особое внимание фигура 49-летнего верховного ламы Калмыкии Эрдни Омбадыкова.
Американский калмык, с благословения Далай-ламы возглавивший буддистов Калмыкии, остается в буддийском мире то ли темной лошадкой, то ли серым кардиналом.
Впрочем, не такая он уж и темная лошадка. Так, известно, что ниточка из столицы Калмыкии Элисты, где сегодня обосновался выдвиженец Далай-ламы, тянется через океан в Вашингтон. Так, мистер Омбадыков представляет интересы базирующейся в американской столице общественной организации "Кампания за Тибет" (International Campaign for Tibet, 1825 Jefferson Place NW, Washington, DC, USA, www.savetibet.org).
Формально подконтрольные ему структуры в России занимаются популяризацией тибетской культуры и тибетского направления буддизма, а фактически - продвижением политических интересов Центральной тибетской администрации в изгнании и Офиса Далай-ламы, признанных Китаем сепаратистскими организациями.
Сегодня, когда вопрос о том, кто явится преемником Далай-ламы возникает с новой остротой и становится яблоком раздора между мировыми державами, Эрдни Омбадыков уже попытался, и весьма небезуспешно, заработать на их противоречиях.
В то время как китайские власти считают, что вопрос о реинкарнации должен решаться в Пекине, индийская сторона пытается продавить альтернативное решение - о его реинкарнации в Индии. И здесь тут как тут оказывается Эрни Омбадыков - человек, вхожий в окружение Далай-ламы. Понимая, что знак о месте происхождения своего будущего преемника должен дать сам Далай-лама, Омбадыков согласился помочь индийцам решить вопрос в их пользу. Разумеется, за щедрое вознаграждение.
Напрасно большинство буддистов считает, что Далай-лама оставил знаки о своем "возвращении" в Монголии. Все еще можно попытаться переиграть или сделать вид, что это возможно. Об этом рассказал в своем блоге и выложил в сеть фото один из верующих, ставший невольным свидетелем того, как некий индийский представитель передает Омбадыкову крупную сумму денег за протекцию интересов его страны.
Пристальное изучение этого, и многих других малоизвестных фактов его биографии, скрытых от широкой публики, доказывает: буддийские одежды, мантры, сложные духовные упражнения, призванные достичь полного пробуждения, развить в себе "сострадание, бодхичитту", общение с Далай-ламой, и наконец, история про реинкарнацию - это лишь замысловатые декорации некоего спектакля. И Эрдни Омбадыков, глядящий на нас с фотографий с блуждающей улыбкой на лице - актер, играющий в этом спектакле свою роль. Человек, живущий несколькими земными жизнями, весьма далекими от религии, веры и любой метафизики.
Его приход в мир буддизма выглядит просто невероятным, учитывая, что семейство Обмадыковых, в свое время бежавших из СССР и отрицательно относившихся к российским властям, не имело никакого отношения к религии, зато стало настоящей кузницей кадров для силовых структур и спецслужб США.
Его родственники сумели не только попасть на службу, но и стать высокопоставленными сотрудниками ЦРУ, Госдепа и Министерства обороны США. Назовем лишь несколько имен. Двоюродная сестра Эрдни Омбадыкова - Лидия Мошкина в свое время дослужилась до должности главы Управления статистики министра обороны США Роберта Гейтса, а затем получила должность главного финансового директора Управления торгового флота США. Один его дядя Наран Иванчуков - бывший кадровый сотрудник ЦРУ, другой, Алексей Иванчуков - бывший сотрудник Госдепа США.
И вот в такой семье и вырос человек, которого Далай-лама признал последним перевоплощением средневекового буддийского святого. Согласно популярной версии, в своем раннем американском детстве Эрдни Омбадыков встретился с находившимся с визитом в США осенью 1979 года Далай-ламой, что и предопределило его дальнейший путь в мир буддизма.
Журнал Timе описывает произошедшую с Эрдни Омбадыковым в детстве метаморфозу, предопределившую его судьбу, так: "В 1979 году, когда Эрдни было 7 лет, в храме, который он посещал, побывал Далай-лама. Мальчик залез к нему на колени. Так началась странная одиссея уроженца Филадельфии, которого признали перерождением индийского мистика XI века - человека, которого тибетцы называют Тэло Ринпоче".
Согласно его биографам, после встречи с Его Святейшеством Далай-ламой Эрдни Омбадыков, он же Тэло Ринпоче, провел целых 13 лет в Индии, в тибетском монастыре Дрепунг Гоман, изучая буддийскую философию. В конце 80-х, в годы своего обучения в монастыре, он был признан перевоплощением скончавшегося в 1965 году в эмиграции в США монгольского ламы Дилова-хутухты XI Жамсранжава, который был предыдущей реинкарнацией Тэло Ринпоче, и вот уж мистическое совпадение - умер в Филадельфии, где родился Эрдни Омбадыков.
Позже, отправляя своего 19-летнего протеже возглавить буддийское возрождение Калмыкии, Далай-лама явно не предполагал, что миссия Эрдни Обмадыкова обернется скандалом: новоиспеченный духовный лидер, промучившись в непонятной и бесконечно чужой для него Калмыкии, через каких-то полтора года сбежит в родную Америку.
Сам Эрдни Омбадыков тогда признался, что вообще ничего не знал об истории и культуре Калмыкии. "Я даже не представлял, где, черт возьми, находится Калмыкия. В Америке мы всегда считали себя монголами. Люди спрашивали меня: "Вы из Монголии или из Внешней Монголии?" Я понятия не имел", - заявил он в одном из интервью.
Когда он узнал, что ему предстоит ехать в Калмыкию, он даже подал заявление на получение монгольской визы! Когда же консульские работники пояснили ему, что Калмыкия находится не в Монголии, а в России, он был немало удивлен.
Его первый приезд в Калмыкию оказался крайне неудачным: окружавшие его люди были совсем не похожи на привычных ему американцев и по своему менталитету, обычаям и традициям были словно с другой планеты.
"Калмыки держались боязливо. Омбадыкову казалось, что старые аппаратчики считают его наивной пешкой и пытаются им манипулировать. Он также засомневался в себе. Он уныло сидел в своем убогом гостиничном номере, обставленном в советском стиле, и слушал Smashing Pumpkins", - пишет Time.
"Мне не с кем было поговорить. У нас не было ничего общего", -- жаловался в порыве откровения Эрдни Обмадыков. - "Я сказал - я ухожу отсюда, забудем о том, зачем я сюда ехал".
Не известив Далай-ламу, он спешно покинул Калмыкию, улетев в Америку, где с радостью снял буддийскую робу и обосновался в Колорадо: работал строителем, таможенным инспектором, занимался телемаркетингом и многим другим. "Если бы я записал все, чем занимался, в своем резюме, люди, вероятно, не взяли бы меня на работу", - позднее признавался он.
Впрочем, при этом он все же полностью не порывал с миром буддизма и однажды приехал в Индию, в Дхармасалу, где он был вынужден провести непростой разговор с Далай-ламой, объяснив ему, почему он не оправдал его доверия в Калмыкии.
"Ах, вот во что ты превратился!", - испепелил его взглядом Далай-лама. "Я все это сделал по глупости! Я запутался!", - оправдывался Тэло Ринпоче.
В итоге Далай-лама его простил и дал ему вторую попытку. Так Тэло Ринпоче вновь приехал в Калмыкию.
Далай-Лама, ла-ла-ла
С 2005 года резиденция Тэло Ринпоче расположена в главном храме Калмыкии - "Золотая обитель Будды Шакьямуни", который признан крупнейшим буддийским храмом в России и Европе. Он управляет 27 храмами и молитвенными домами в Калмыкии и следит за работой 7 тибетских лам.
Казалось бы, пусть и методом проб и ошибок, но в итоге Эрдни Обмадыков, он же - перерождение индийского мистика XI века, которого тибетцы называют Тэло Ринпоче, наконец-то нашел себя, обрел в Калмыкии подлинное призвание.
Написанные о нем и о его "вкладе в возрождение буддизма в Калмыкии" официальные пресс-релизы и буклеты призваны создать почти идиллическую картину духовного развития жителей этой российской республики на северо-западном побережье Каспийского моря - единственного преимущественно буддийского региона в Европе.
Но все не так просто. Вопрос: "Кто вы, мистер Омбадыков?" всплывает снова и снова.
Вот не замеченные широкой публикой, обезоруживающие своей откровенностью признания самого Эрдни Обмадыкова, свидетельствующие о том, что он по-прежнему воспринимает происходящее с ним как некий спектакль, в котором ему суждено играть определенную роль. В то время как незримый режиссер остается где-то за сценой, и этим режиссером может быть даже не Далай-лама. "Я не придаю этому большого значения. Я не говорю: "Я самый большой святой, которого признал Далай-Лама, ла-ла-ла, ла-ла-ла", - весело признается Тэло Ринпоче, в общем-то, и не скрывая, что буддизм для него - увлекательная игра, при этом, добавим, служащая лестницей или трамплином в мир религии и политики.
"Насколько я понимаю, каждый человек и каждое животное - это реинкарнация. Если Джордж Буш умрет, сделав столько хороших вещей в этой жизни, то когда он умрет, вы захотите вернуть его, чтобы он мог установить мир во всем мире", - шутит он и затем, как бы спохватившись, что это откровенно черный юмор и вспомнив про войну в Ираке, уточняет: "Конечно, этого не случится".
При всем при этом Эрдни Омбадыков не забывает и об обязательных атрибутах имиджа "успешного западного человека": летает исключительно бизнес-классом, живет в квартирах, купленных на пожертвования верующих в его фонды, содержит в Америке любовницу (которая, кстати, является бывшей женой одного из его ближайших сподвижников).
"Эмиссар" Далай-ламы против российских буддистов
Одним из элементов, подтверждающих то, что за время пребывания в Калмыкии Тэло Ринпоче взял на себя роль самопровозглашенного "духовного эмиссара" Далай-ламы, стала знаковая история с визитом Далай-ламы в Россию, состоявшимся в ноябре 2004 года.
В то время как российская сторона тщательно взвешивала все возможные последствия такого визита, учитывая непростой внешнеполитический фон, а также то обстоятельство, что посещение России этим религиозным деятелем было бы болезненно воспринято Пекином, Тэло Ринпоче настойчивее других буддийских лидеров России убеждал российские власти в необходимости скорейшего визита в страну Далай-ламы.
Объектом его критики в 2004 году стал и лично глава МИД РФ Сергей Лавров. "Я был полон надежд, когда министром иностранных дел России был назначен Сергей Лавров, дипломат с большой буквы, представлявший Российскую Федерацию в ООН. Я был уверен, что он найдет дипломатическое решение, приемлемое для обеих сторон: и граждан России буддийского вероисповедания, и деловых партнеров из Китайской народной республики. Но теперь, читая стенограммы его заявлений, я начинаю думать, что ошибался", - не скрывал своего разочарования Эрдни Обмадыков, выражая недовольство "очередной задержкой" с выдачей российской визы Далай-ламе.
Новый демарш он устроил уже спустя всего два года, когда в 2006 году в Москве проводился Международный религиозный саммит, и в списке приглашенных не оказалось Далай-ламы. Возложив вину за его отсутствие на одного из организаторов, Митрополита Кирилла, Эрдни Обмадыков от участия в саммите демонстративно отказался.
Весьма натянутыми, если не сказать конфликтными, оказались и его отношения с лидерами буддистов Бурятии и Тувы.
Одним из раздражителей стал все тот же вопрос о визитах Далай-ламы в Россию и ситуации вокруг Тибета.
В интервью SaveTibet.ru Эрдни Обмадыков не скрывал своего раздражения недостаточным, по его мнению, рвением лидера буддистов Бурятии Хамбо-ламы Дамбы Аюшеева в деле организации визита Далай-ламы в Россию. Отношения между двумя лидерами обострились еще больше после того, как их интересы столкнулись в другом буддийском регионе России - Туве. При этом ряд калмыцких лам неоднократно обвиняли Тэло Ринпоче в игнорировании лам калмыцкого происхождения и создании условий для засилья в Калмыкии тибетцев.
В ответ Эрдни Омбадыков пускает в ход все средства, чтобы заткнуть рот несогласным. Он не останавливается ни перед чем, вплоть до угрозы физической расправы. При этом угрозами дело не ограничивалось: Омбадыков снискал себе недобрую славу, превратив тихую буддийскую общину Калмыкии в подобие тоталитарной секты, где любое инакомыслие жестоко карается.
Не секрет, что он нередко применяет физическое воздействие к священнослужителям из калмыков, не выполняющим его требований и указаний. Одним из резонансных случаев стал его конфликт с настоятелем "Алдр Диилврин Сюме" - "Буддийского Храма Великой Победы" (местная религиозная организация Октябрьского района Республики Калмыкия) Манжиковым. Во время инцидента Омбадыков в присутствии верующих несколько раз ударил Манжикова.
Угрозам физического насилия со стороны сторонников Омбадыкова подверглись и иные лидеры калмыцких буддистов, выражавшие несогласие с "назначением" американца на позицию буддистского духовного лидера в России.
По мнению одного из российских теологов, деятельность Тэло Ринпоче представляет собой "отказ лидера калмыцких буддистов возрождать свою религию в российском региональном формате и фарватере, ранее проложенном бурятскими традиционалистами".
Впрочем, самой скандальной стала деятельность Эрдни Омбадыкова по торговле "входными билетами" на личную аудиенцию российских буддистов с Далай-ламой.
Позиционируя себя вхожим в окружение Далай-ламы, он собирает крупные суммы денег с желающих пообщаться с духовным лидером буддистов, среди которых оказались видные российские политические и общественные деятели.
Сегодня это ни что иное, как "торговля воздухом", учитывая, что никаких ключей к заветной двери в Дхармасале, ведущей в покои его святейшества Далай-ламы у него давно нет. В свое время он был пойман за руку окружением Далай-ламы за предпринимательские инициативы и был отстранен от организации подобных визитов.
Все эти малоизвестные широкой публике факты дают основания сделать неожиданный вывод: деятельность Эрдни Обмадыкована на посту верховного ламы Калмыкии, по сути, раскалывает буддийский мир России изнутри.
Раскачивание буддийского мира России, как и решимость защищать Тибет, тибетцев и буддийские религиозные ценности от Китая - разве это не подарок Вашингтону, словно много лет ждавший своего часа и поспевший к вступлению в должность президента США Джо Байдена.
Чем это не проявление "американской мечты" под видом реинкарнации, блестяще реализованной в судьбе Тэло Ринпоче - ловкого международного проходимца, умеющего жить несколькими жизнями, тонко чувствовать политическую конъюнктуру, с раннего детства оказываться в нужном месте и в нужное время и благодаря этому сегодня восседать в главном храме Калмыкии - "Золотая обитель Будды Шакьямуни".
Источник
Обсудим?
Смотрите также: