Пакистан ведет опасную политическую игру, которая может привести к ослаблению Ирана и жесткому столкновению интересов Саудовской Аравии и Китая

Пакистан может воспрепятствовать продвижению инвестиций в размере около $ 60 млрд, которые не включают в себя собственно китайские расходы в стратегическую инициативу Пекина - Китайский экономический коридор (CPEC).
Исламабад также может поставить под угрозу китайские планы создать второй наземный маршрут в Иран, который рассматривается Пекином ключевым узлом в транспортных связях Китая с Европой.
Ко всему прочему Пакистан может предоставить Саудовской Аравии достойное место в порту Гвадар, расположенном на берегу Оманского залива (Аравийского моря) в акватории Индийского океана. Даже несмотря на то, что строительство и реконструкция портовой инфраструктуры финансируется за счет китайского капитала.
Такие шаги значительно ослабят способность Ирана работать с Индией.
Все вместе взятые факторы могут серьезно изменить баланс сил между Пакистаном, Китаем, Саудовской Аравией и Ираном.
Пакистана уже сделал первый ход в начале сентября, когда правительство отказалось выделить средства на дорожные проекты, уже и так затягиваемые по срокам выполнения, как считает КНР. Данные трассы являются частью западного маршрута CPEC, связывая пакистанскую провинцию Белуджистан с проблемным районом Синьцзяна на северо-западе Китая.
Одновременно министр Пакистанских железных дорог шейх Рашид во избежание обращения за очередным кредитом к МВФ в размере около $ 12 млрд сократил на $ 2 млрд затраты на модернизацию и расширение железнодорожной сети Пакистана, которая является ключевым элементом CPEC.
Со слов шейха Рашида "Пакистан - бедная страна, которая не может позволить себе огромную нагрузку".
Сокращение бюджета произошло на фоне критики пакистанской партии «Терик-э-Ин-Инфас» (ПТИ), которая представляла CPEC современным эквивалентом Британской Ост-Индской компании, доминирующей на индийском субконтиненте в 19 веке.
Критики ПТИ осуждали финансируемые Китаем проекты в области масштабного транзита в трех городах Пенджаба как разбазаривание средств, которые могли бы быть инвестированы в социальные расходы. Активные противники ПТИ предположили, что в реализации китайских проектов имеется коррупционная составляющая.
Неоконченный финал состоит в том, что Пакистан решил пригласить Саудовскую Аравию построить нефтеперерабатывающий завод в Гвадаре и инвестировать в добычу энергоносителей в пакистанском Белуджистане.
Недавно высокопосталенные должностные лица Саудовской Аравии посетили Исламабад и Гвадар, чтобы обсудить сделку, которая также будет включать отсроченные платежи по поставкам Саудовской Аравии в Пакистан и создание стратегического нефтяного запаса вблизи границы Ирана.
Вышедшие в отставку пакистанские политики считают, что действующее правительство, привлекая Саудовскую Аравию к Гвадару, продвигает жестко настроенное суннитско-ваххабитское государство к иранской границе ближе, чем когда-либо. Это может вызвать недовольство в Тегеране.
Данная политика Пакистана представляет собой рискованную азартную игру, которая служит пакистанским и саудовским целям. Одновременно она не только ставит Китай в сложную ситуацию, но и может вызвать опасное напряжение вдоль пакистано-иранской границы.
Эти шаги также рискует поставить в неудобное положение сам Пакистан, а также Саудовскую Аравию и Иран, которые в разной степени экономически зависят от Китая.
Саудовское участие в виде инвестиций обещает до $ 10 млрд, а также облегчает платежный баланс. Это также играет на руку США тем, что возможная помощь МВФ поможет Пакистану обслуживать свои долги перед Китаем.
Нефтеперерабатывающий завод и стратегический нефтяной резерв в Гвадаре будут служить цели Саудовской Аравии по сдерживанию возможностей иранского порта Чабахар, поддерживаемого Индией. В настоящее время этот порт стал мощным центром в арабской акватории в то время, когда Соединенные Штаты вводят санкции, направленные на прекращение экспорта нефти из Ирана.
Ранее аналитики Саудовской Аравии утверждали, что Чабахар представлял собой прямую угрозу для государств арабского залива и призывали к немедленному принятию встречных мер.
Считается, что использование порта Чабахар позволит Ирану увеличить свою долю на рынке нефти в Индии за счет Саудовской Аравии, что в свою очередь позволит привлечь иностранные инвестиции в Исламскую республику, повысить государственные доходы и позволят Ирану укрепить власть в Персидском заливе и в Индийском океане.
Ко всему прочему Саудовская Аравия стремится всеми способами поддержать оппозиционеров в Иране, которые готовы открыть этап вооруженной борьбы.
В этом случае, учитывая огромные пространства иранских провинций Систан и Белуджистан, иранскому правительству будет очень сложно защитить порт Чабахар от оппозиционной группировки, которая поддерживается региональными противниками Ирана и мировыми державами.
Кроме того, антииранские суннитские мусульманские ультраконсервативные силы расширяют свои позиции среди местного населения в Белуджистане, обустраивая там медресе и религиозные школы.
Как известно, США также поддерживают иранских оппозиционеров, что не добавляет стабильности в регионе.
Таким образом, новая пакистанская политическая и экономическая игра не сулит ничего хорошего для CPEC.
Китай может пойти на существенные уступки Пакистану, улучшив коммерческие условия своих проектов, связанных с CPEC, облегчив пакистанский долг, а также увеличив доступ пакистанских товаров на китайский рынок.
Однако Китаю будет гораздо труднее избежать того, что саудовско-иранское соперничество выйдет из-под его контроля и нанесет урон так тщательно выстраиваемым Пекином стратегически важному Китайскому экономическому коридору.
Обсудим?
Смотрите также: