ВХОД

Забыли пароль?
 

Коммерческие банки исключены из участия в оборонной сферы

В России Politus 2.09.2015 0 841

Холдинги, обслуживавшие гособоронзаказ, лишились «дополнительной» прибыли

С 1 сентября 2015 года вступила в силу часть положений Федерального закона № 159-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном оборонном заказе" и отдельные законодательные акты РФ».

Сам по себе закон «О государственном оборонном заказе» был принят совсем недавно, в конце 2012 года (275-ФЗ от 29.12.2012). Предыдущий вариант документа, 213-ФЗ, принимался еще «в другой жизни», в декабре 1995 года, и, конечно, кардинально устарел. Впрочем, и с декабря 2012-го вокруг России произошло, кажется, больше событий, чем за предыдущую дюжину лет.

В 1999 году доля военных расходов составила 2,6% от ВВП, в 2015-м — 4,2% (не путать с долей от расходной части бюджета, которая превышает 20%). Точное распределение этих сумм практически полностью засекречено — и не столько потому, что это военная тайна, сколько ввиду тайны коммерческой. Защита страны еще в 1990-х превратилась в доходный бизнес группы лиц, иногда даже действующих по предварительному сговору. И разрушение этой системы — непременное условие воссоздания военной мощи. Иначе все так и будет катиться по сюжету грустной шутки: «У "Арматы" невероятная разрушительная сила: один батальон может уничтожить весь российский бюджет!».

Нельзя, нельзя и еще раз нельзя

Важность гособоронзаказа в экономике России переоценить сложно: прямо или косвенно с него кормятся десятки миллионов людей. А несколько тысяч кормятся даже очень хорошо — достаточно вспомнить устрашающие врага фигуры экс-министра обороны и его романтической подруги. Закон 2012 года принимался во многом с целью разрушить сложившиеся родственно-коммерческие отношения в этой сфере: не случайно после долгих скитаний по комитетам он был оперативно принят сразу после отставки Анатолия Сердюкова с высокого поста. Но после пары лет жизни по новому закону стало ясно, что в нем не учитывались все реалии, не были перекрыты все лазейки. Отсюда — набор дополнений, о самом интересном из которых мы и поговорим.

Отныне банковское сопровождение государственных контрактов будет проходить без взимания платы в пользу банка. Упразднены также комиссии за межбанковские переводы. Собственно, это уже очень серьезный удар: даже если бы коммерческим кредитным учреждениям в следующих пунктах не запретили вообще работать в системе гособоронзаказа, они бы потеряли бóльшую часть прибыли: ведь на обслуживание счетов и переводов тратятся определенные ресурсы банка. Безусловно, крупные суммы ликвидности на счетах все равно оставались бы лакомым куском, но согласно тому же 159-ФЗ банк обязан предоставлять абсолютно все сведения о движениях по этим счетам «федеральному органу в области обороны» — то есть как минимум делиться с силовиками.

Проблема заключается в том, что очень многие холдинги, стабильно обслуживающие оборонный заказ, давно создали собственные банки — специально для получения дополнительной прибыли с обслуживания собственных заказов. Там 1%, тут 2% — все это давало очень неплохую прибавку к оборонному «пирогу». Теперь же перед ними поставили… нет, не барьер, а заминированную трехметровую бетонную стену с колючей проволокой под напряжением и голодными крокодилами без чебурашек на страже.

Действительно, избыточность запретов поражает воображение. Согласно поправкам в закон госзаказчик обязан включить в контракт «условие об осуществлении расчетов по государственному контракту только с использованием отдельных счетов, открытых в уполномоченном банке». Ранее понятия уполномоченного банка не было. А теперь существуют и критерии для входа в заветный список допущенных к оборонным деньгам. Критериев, кстати, всего два.

Во-первых, уставный капитал должен составлять не менее 100 млрд рублей. Во-вторых, государство должно прямо или косвенно владеть не менее чем 50% такого банка. Последнее условие опять же лишнее, ибо крупнейший частный банк России «Альфа-банк» обладает уставным капиталом «всего лишь» в 62 млрд руб. (на конец 2014 года).

Поэтому никто не удивился, когда в начале июля 2015 года были названы банки, уполномоченные контролировать средства гособоронзаказа: это Сбербанк, ВТБ, Россельхозбанк, ВТБ 24 и Газпромбанк. Правда, правительство вправе расширять этот список по своему усмотрению (только при наличии положительного опыта обслуживания оборонного заказа!), но на данный момент нет сведений о включении какого-либо еще банка в сакральный список.

Деньги в топ-банки придут большие. Да, без комиссий за обслуживание, но и само пребывание средств на счетах умные банкиры всегда повернут себе на пользу: в конце концов перед нами беспроцентное краткосрочное кредитование «Сбера» и его друзей.

А частные банки «оборонщиков» погибнут, потому что цена входа на любой другой кредитный рынок сейчас чрезвычайно высока, да и, привыкнув паразитировать на оборонзаказе, там они вряд ли научатся чему-то новому.

Каждому шурупу — свой контроль

«Кому война, а кому мать родна» — так можно охарактеризовать настроение большинства компаний-продавцов на только что прошедшем авиасалоне «МАКС-2015». Осложнение международной обстановки предполагает рост гособоронзаказа. Стратегия импортозамещения предполагает рост гособоронзаказа. Рост курса доллара (то есть удорожание пока еще разрешенного импорта) предполагает рост гособоронзаказа. Руководители и владельцы предприятий в многочисленных интервью весело говорили о патриотизме и железном щите — и шустро бежали к чиновникам правительственных комиссий договариваться о будущих взаимовыгодных отношениях. А вот между собой частные подрядчики Минобороны обсуждали почти исключительно поправки к закону 275-ФЗ. Жизнь многих потребителей бюджетных денег с 1 сентября серьезнейшим образом осложнилась. И это хорошо.

Будет создана межведомственная система контроля за использованием бюджетных средств при размещении и выполнении государственных оборонных заказов. Осуществлять этот контроль будут представители Минобороны, Банка России, Федеральной антимонопольной службы и Росфинмониторинга. Силы зла и добра в этой формуле распределены примерно поровну, так что можно надеяться на эффективность новой структуры — хотя многовековой опыт показывает, что в России любое несмазанное межведомственное взаимодействие вызывает только трение и искры.

Ранее контролем в оборонной сфере занималась Федеральная служба по оборонному заказу (Рособоронзаказ), однако ввиду крайней неэффективности этой структуры с 1 января 2015 года ее ликвидировали, а основные функции передали в ФАС.

Было бы очень наивно думать, что после отставки Сердюкова и ареста Васильевой в военной сфере все внезапно стало чисто и честно — даже несмотря на идеализированный СМИ образ Сергея Шойгу. Никто не требует от поставщиков отдавать свою продукцию по себестоимости, но рентабельность «частно-государственного партнерства» на данный момент очень высока как для «частников», так и для отдельных представителей государства. Грубо говоря, шуруп себестоимостью 1 рубль Минсельхоз купит за 2 рубля, а «оборонка» в иных случаях и 10 не пожалеет: безопасность страны превыше всего!

* * *

Реформа системы заказов в «оборонке» сложнее, чем где бы то ни было: здесь невелика конкуренция, отношения между заказчиками и исполнителями налажены годами, а то и десятилетиями, а ввиду этого невелики возможности для оптимизации ценообразования. Например, если государство вдруг захочет «навести порядок» в СМИ, никто не мешает уволить 50 тысяч журналистов — и через неделю на их местах будут трудиться 50 тысяч примерно таких же по уровню граждан. С «оборонкой» это не прокатит. Других военных промышленников у нас нет.

😆Устали от серьезных статей? Поднимите себе настроение 😆 самыми лучшими анекдотами!😆

 

Мигранты рвутся не только в ЕС, но и в Россию или кто и как легализует беженцев в РФ

Следующая

Правительство продолжает создавать никому не нужные комиссии или чем бы Дворкович ни тешился…

Предыдущая

0 комментариев

Оставить комментарий