ВХОД

Забыли пароль?
 

Кто и с какой целью намерен заменить русский народ «российской нацией»

В России Politus 7.02.2016 0 380

Миграционный кризис в Европе, события в Фергюсоне (США) и откровенная поддержка Западом нацистов на Украине, в Турции и ряде других стран свидетельствуют о том, что копирование многонациональной Россией зарубежных схем в области национальной политики может привести к серьезным потрясениям. Отсюда — нарастающее понимание, что у РФ должен быть свой собственный путь решения межэтнических проблем, и на этом пути важно не угодить в разного рода ловушки.

В последнее время, в контексте усиленно стимулируемой извне русофобии все чаще и, как правило, в откровенно популистских форматах в российских СМИ и, особенно, в социальных сетях противопоставляются две крайние точки зрения на так называемый «русский вопрос».

В частности, пару недель назад Владимир Жириновский потребовал отставки директора телеканала «Матч ТВ» Тины Каделаки за якобы антирусские высказывания последней. Полагаю, что это и есть тот случай, когда русофобской позиции были противопоставлены не компетентное мнение и гражданский протест, а другая крайность и одинокий голос отдельно взятого политика.

В итоге мы имеем гипертрофированную «защиту» русского народа, оказывающуюся на деле медвежьей услугой русским. С другой стороны, сама эта услуга — следствие пренебрежительного отношения к «русскому вопросу» некоторых недалеких чиновников, этнологов и журналистов.

Полагаю, что в нынешней ситуации в России этот вопрос, вне всякого сомнения, нуждается в самом компетентном обсуждении.
Для начала важно осознать, что сегодня в России (при поддержке зарубежных «специалистов») активно утверждается точка зрения, согласно которой в РФ формируется так называемый «российский этнос», подобно тому, как в свое время сформировалась «американская нация», и такой подход (формирование «гражданской нации» россиян) якобы решит национальный вопрос в России раз и навсегда.

В действительности подобный подход лишает российские народы и диаспоры (всего их в РФ — более двухсот) права на идентичность и не только не решает национальный вопрос в России, но, напротив, противопоставляет эти народы друг другу и, прежде всего, русскому.

Подмена национальных статусов статусом новой, российской «нации» воспринимается любым российским народом как вызов и рождает ответную крайность — бегство представителей одних народов в «Исламское государство» и уход в глухую оппозицию власти других. Более того, мы видим, чем обернулось стремление отдельных проамериканских персонажей заявить о формировании единой «гражданской нации», например, на Украине.

Понятно, что для России не годится американская схема, и сегодня нужно назвать вещи своими именами, объявив попытки Yавязать многонациональному народу РФ американскую этномодель ничем иным, как подрывной акцией, направленной на разрушение в России межнационального мира.

На самом деле, народы русский и российский — не тождество: русский народ — нация, а российский — нет. Это разные общности со своими особенными и конкретными правовыми, культурными и иными характеристиками. Но одновременно они представляют собой нерасторжимое единство, в котором нет того, кто равнее.

Российский народ — совокупность проживаемых в России народов и наций, включая русскую. Статус российского народа закреплен Конституцией страны косвенно — как «многонационального народа» (см. Преамбулу и ст. 3 Конституции РФ). Особый статус русского народа также закреплен в Конституции РФ — и тоже косвенно: например, в статье 68 (государственный язык — русский), статье 70 (государственная символика на основе русской символики и столица — Москва) и статье 75 (денежная единица — рубль).

Так вот: в силу терминологической и правовой недоопределенности понятий «российский народ» и «русский народ», в реальной жизни возникают различные напряженности. К примеру, в конституциях некоторых республик русский язык теряет статус родного языка. Ну, а в тех или иных СМИ (пример Канделаки здесь типичен) превалирует стремление продвигать интересы и культуру некой «российской нации» — но только не русской. При этом сторонники американизации россиян почему-то считают, что если в Конституции РФ сказано «многонациональный народ», стало быть, нет в России никакого другого народа, кроме российского.

В свою очередь, их оппонентам — по этой же, видимо, причине — кажется, что русский народ несправедливо ущемлен. Тем более что статусы некоторых других народов в составе российского (в отличие от народа русского) закреплены в Конституции РФ напрямую — через фиксацию в статьях 65–69 прав национальных республик.

Названная проблема усугубляется тем, что размытость статусов названных общностей воспроизводится не только на уровне обыденного сознания, но и в концептах, выносимых на обсуждение органов власти. К примеру, директор Института этнологии и антропологии РАН Валерий Тишков в своих трудах и «записках в инстанции» усиленно проталкивает понятие «российская нация». В частности, в статье «О российском народе и национальной идентичности в России» он — переиначивая слова президента РФ из Послания Федеральному Собранию — называет народ России «российской нацией», а противников этой формулы «сторонниками этнического национализма», причисляя к ним, прежде всего, представителей «доминирующего народа — русских».

Фактически, Тишков сначала объявляет русских «доминирующим народом», а затем обвиняет его в национализме. И вот здесь мы имеем дело уже не только с антинаучной, но и с явно антироссийской и русофобской позицией, с ловушкой, в которую уже угодили не только некоторые российские журналисты, но также политики и чиновники.

В действительности же нет в нашей стране «российской НАЦИИ» и быть не может — если только не нивелировать в ней русскую, татарскую, чувашскую, чеченскую и все другие нации в составе российского народа.

Все нации и народы (их иногда называют также этносами и народностями, что, с моей точки зрения, ближе к казуистике, чем к научным определениям) внутри российского народа априори равны, хотя их статусы, как я уже отметил, либо закреплены в Конституции РФ по-разному, либо не закреплены вовсе. Данный факт требует дальнейшего совершенствования нормативной базы межнациональных отношений, однако же наличие правовых недоработок не означает, что кто-то из этнологов или политиков должен реагировать на них самым неадекватным образом.

Известно, что характерные особенности любого народа связаны с категорией «идентичность». В свою очередь, идентичности — это такие свойства, которые, проистекая из сущностей того или иного народа, определяют его базовые признаки и ценности.

Главный сущностно-отличительный признак любого народа — его язык.

Помимо русского языка и характерного написания — кириллицы, важнейшей самобытной чертой русского народа является православная культура, под которой понимаются не только православная вера и соответствующие религиозные обряды, традиции и праздники (например, массовое празднование Пасхи и Рождества Христова), но также характерная православная архитектура, иконопись, орнаменты и масса других социокультурных феноменов.

Русская идентичность определяется также целой совокупностью черт, свойственных русской географии (обширное пространство), русскому экономическому (земледельческому) укладу, русской светской культуре (литература, театр, балет, кухня и проч.), а также русскому цивилизационному архетипу (ненасильственность, стремление к суверенитету и т. п.).

Еще одна определяющая русскую идентичность черта — это насыщенная событиями мирового значения тысячелетняя история Руси-России-СССР, включающая такие эпохальные события, как освоение Сибири, победа над фашизмом, выход в космос или освоение Арктики.

Сущностным признаком русскости пока еще остается (хотя в гораздо меньшей степени, чем еще сто лет назад) славянство — как особое отношение к этнически близким народам.

В свою очередь, особенности российского народа (определяющие его идентичности) проистекают, прежде всего, из его полиэтничности и поликонфессиональности. А потому важнейшими составляющими российскости являются культуры традиционных для России конфессий и интернационализм как одна из базовых ценностей российского народа.

Идентичности современного народа России — это также то, что перешло нам в наследство от «советского народа», к счастью, не ставшего «советской нацией». От него россиянам достались не только празднование Великой Победы и, к примеру, Большое советское кино, но также технократическое сознание значительной части населения и уважение к фундаментальной науке.

Формально россияне — это граждане РФ, хотя не все русские являются гражданами России, а с другой стороны — не все граждане РФ идентифицируют себя с российским народом как таковым. Следовательно, важно учесть, что юридические статусы народов России могут не совпадать с их реальными идентичностями. Отсюда — стремление ввести в обиход понятие «Русский мир», что связано не с желанием русских навязать нерусским свою формулу национального бытия, а попросту с необходимостью вместить в какие-то конкретные пределы те русские идентичности, которые не вмещаются в понятие «гражданин РФ».

Таким образом, понимание подлинных объемов русского и российского возможно только в том случае, если вести речь о культуре — в самом широком смысле этого слова. Соответственно, главной объединяющей рамкой русского и российского являются не столько границы Российской Федерации, сколько социокультурные горизонты российской ЦИВИЛИЗАЦИИ, не противопоставляющей, по утверждению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла, но объединяющей народы.

В этом смысле не дай Бог нам закрепить — юридически и идеологически — по сути, русофобское, татарофобское, калмыкофобское и т. п. понятие «российская нация», в силу чего в РФ может быть нарушен межнациональный мир. А вот категория «российская цивилизация» должна получить соответствующее оформление и закрепление на всех уровнях, включая конкретные правовые акты. Уж поскольку это понятие означает тысячелетнюю целостность самоопределившихся культурно, этнически и конфессионально равноправных российских народов.

За этим понятием стоит единство трех трансрегиональных субцивилизаций — восточно-славянской (русской, земледельческой, лесостепной), тюркской (скотоводческой, кочевой) и финно-угорской (лесной), тысячелетиями развивавшихся во взаимообогащающем единстве. И сегодня важно, чтобы это единство не разрушили ни прозападные этнологи, ни чрезмерные защитники любого, отдельно взятого народа.

Автор Владимир Лепёхин

 

Гениальный русский учёный Михайло Васильевич Ломоносов об искажении русской истории...

Следующая

Внутренние и внешние хитросплетения российской политики с точки зрения простого человека...

Предыдущая

0 комментариев

Оставить комментарий