ВХОД

Забыли пароль?
 

Результат воздействия санкций с точки зрения политической конфигурации сил в России

В России Politus 31 декабря 2015 в 09:43 1 204

Чуть ли не все – от записных либералов, скучающих по хамону, до адептов СССР 2.0 – ждут не дождутся, когда санкции отменят и жизнь вернется в привычное русло. Но и не скоро отменят, и жизнь в старое русло не вернется. И, что намного важнее, санкции – это наше благо. И далеко не только из-за перспектив импортозамещения, окутанных густым туманом. Санкции – это лучшее, что случилось с Россией за последние годы, не считая возврата Крыма. Объясню, почему я так считаю.

Трехмерное политическое пространство России

Прежде всего для понимания ситуации стоит внимательно посмотреть на политическую конфигурацию сил в России. За годы после развала СССР придуманы сотни классификаций, по которым аналитики пытаются разложить российскую элиту, но чаще всего они выглядят плоско и одномерно. Я же предлагаю представить современный политический класс России в виде некоего трехмерного пространства, каждое измерение которого совершенно самостоятельно.

Первое – источник происхождения капиталов. Все же живем мы при пусть диком, но капитализме, в котором деньги служат даже более сильным инструментом, чем властные полномочия. Нет, если вы обычный аутсайдер-одиночка, то никакие «накопленные непосильным» вас не спасут. Отнимут и не поморщатся. Но если вы член серьезного политико-экономического клана, отнять что-то у вас далеко не так просто.

По происхождению капиталов всю российскую элиту можно разделить на три группы. Первая группа – «наследники» – это те, кто целенаправленно разрушил СССР, чтобы вложить его экономическое достояние в виде личного пая в управление страной.

Вторая группа – «младореформаторы» Ельцинского призыва, которым с помощью тогдашней администрации Клинтона удалось сколотить достаточный капитал, чтобы заставить с собой считаться. Эта группа в отличие от первой не питала больших амбиций и была готова действовать в существующих рамках под бдительным присмотром «старших товарищей» из-за океана.

Политическая власть первой группы, утраченная после расстрела «Белого дома» в 93-м, вернулась с приходом Путина в 99-м. Но Путин не устроил тогда масштабного передела собственности и отъема капиталов второй группы, ограничившись памятным «равноудалением» олигархов и показательной поркой Ходорковского. Кстати пострадал он не столько даже за свои непомерные политические амбиции, сколько за элементарное предательство – когда вообще вышел за флажки, уйдя под крыло клана Ротшильдов.

Третья группа, возникшая уже при Путине – чиновники. Сословие, на которое Путин был вынужден опереться, восстанавливая власть Первой группы после отставки Второй и «равноудаляя олигархов». Частью правил «игры» стало право «кормления» с должности, чем обрадованный столь щедрым подарком и еще недавно униженный чиновный класс не замедлил воспользоваться. За последние полтора десятилетия эта Третья группа накопила достаточно капиталов, чтобы стать заметной на властном поле России. В политическом и тем более геополитическом смысле эта группа ничего из себя не представляет. Ее интересы сосредоточены на вопросах политической стабильности и отсутствия угроз «раскулачивания».

Второе измерение российского политического ландшафта – это традиционная политическая ориентация, что иногда называют «башнями Кремля», коих четыре. Сторонники социализма, адепты государственного капитализма, приверженцы равноправного частно-государственного партнерства и либералы западного толка.

В принципе каких-либо подробностей в отношении данной классификации не требуется. Все понятно из названия групп.

Третье измерение, часто недооцениваемое в плане воздействия на принимаемые решения – это геополитическая ориентация. Восточная – партнерство с азиатскими странами против Запада; и западная – вхождение в «дружную семью» западной цивилизации. Но Россия не в силах развивать сразу оба этих проекта, и ей приходится выбирать между западной и восточной ориентацией в своей геополитике.

Меж двух огней

Как ни странно это может показаться, но выбор России в пользу Запада и Востока до сих пор совершенно не очевиден. Даже при явно нарастающих антизападных настроениях у нас есть политические кланы, которые видят будущие перспективы в тесном взаимодействии именно с Западом.

Либеральная башня Кремля искренне недоумевает, каким образом Россия может противостоять Западу экономически и политически. Поэтому видит в текущей конфронтации печальное недоразумение, которое надо как можно скорее прекратить, вернувшись в русло относительно самостоятельной, но тем не менее прозападной политики. Лучше всего позицию этой группы озвучивает бывший министр финансов Кудрин бессмертной фразой: «Кац предлагает сдаться».

Эта группа предлагает срочно отыграть все назад до положения весны 14-го года. Вернуть хохлам Крым, выторговав себе этим максимальные гарантии на будущее и откат всей санкционной политики Запада. Всплеск протестных настроений в России при таком развороте могут купировать подарки в экономике – укрепление рубля, восстановление статус-кво на магазинных полках, повышение зарплат и пенсий.

Но сторонники прозападного курса – не только записные либералы. Ничуть не меньше их и среди «наследников» – особенно тех, кто выводил из СССР деньги именно на Запад. Сегодня большая часть этих капиталов оказалась в опасности из-за санкций и внимательного досмотра со стороны спецслужб США, особенно внимательных к российским чиновникам. А капиталы для них – это святое.

Но «наследники», в отличие от либералов, полагают, что нужно максимально давить на Запад, в том числе и угрозами силового противостояния. Если Россия проявит твердость и решимость идти до конца, не боясь эскалации напряженности, то мягкотелый Запад обязательно отступит, санкции будут сняты и ситуация вернется к относительно благополучным «нулевым».

К этим двум группам сторонников восстановления объятий с Западом примыкает и та часть российских чиновников, чье «накопленное непосильным» спрятано в Западных банках и в западной недвижимости. Чьи дети учатся или до последнего момента учились на Западе, а сами они привыкли проводить отпуск на европейской Ривьере. И если санкции затянутся, а то и не дай Бог усилятся, эти чиновники рискуют потерять практически все свои активы.

Западным сторонникам противостоит и меньшая, может, по численности, но тоже достаточно могущественная «восточная группировка». Здесь и те либералы, бизнес которых сосредоточен в том же Китае, и «наследники», выводившие средства из СССР в восточном направлении. И «зауральские» элиты, сосредоточившие свои капиталы в банках Японии, Кореи, Гонконга и Сингапура. Но главное – что на стороне восточной группировки и результаты геополитического анализа, показывающие уверенное смещение экономической и политической активности в мире в Тихоокеанский регион.

В итоге политика России в настоящее время выглядит несколько невменяемой и откровенно слабой. Мы мечемся между Западом и Востоком, пытаясь сохранить относительную самостоятельность в принятии решений, но при этом с обеих сторон вызываем чувство недоверия – и, как следствие, ухудшение переговорных условий. И США, и Китай считают подобное поведение именно слабостью, наращивая свое давление. И это продолжится как минимум до тех пор, пока Россия не сделает свой окончательный выбор.

Причины и следствия

Когда сторонники восстановления отношений с Западом думают, что санкции – это итог излишне самостоятельной политики России, надеясь, что доброй волей или встречной силой можно вернуть положение дел к докризисному уровню, они путают причину и следствие. Санкции против России, как и наши антисанкции – это отнюдь не следствие «неправильного» поведения России. И само это поведение не есть причина разногласий и нарастающей враждебности в отношениях. Реальных причин тут две – и обе совершенно иные.

Первая и важнейшая причина резкого ухудшения отношений с Западом – объективные проблемы мировой экономики, достигшей предела своей прочности. Такое уже было, когда развал СССР ценой полного разрушения его промышленности, массового воровства (назовем вещи своими именами) природных ресурсов и финансовых средств отсрочил коллапс мировой экономики на два десятилетия. И сегодня эта отсрочка уже полностью истекла.

Более того, хаос, насажденный во множестве регионов планеты, тоже исчерпал возможности сохранения западной экономики от провала. Многие этого не хотят видеть, но это так. И Запад решил повторить уже сыгравшую однажды комбинацию. Только теперь надо развалить уже Россию. Не случайно в наших СМИ проскальзывают, а в Интернете так вообще постоянно мелькают всевозможные планы и сценарии развала России. Публикуются даже прогнозные карты деления страны на отдельные анклавы. Региональным элитам постоянно вдуваются в уши мысли об их возможном величии в качестве хозяев независимых «государств» – а «заграница им поможет!» Населению регионов буквально молотком вбивается мысль о том, что «во всем виновата Москва». Но нам повезло в одном. Эпический провал Запада на Украине и обнищание некогда благополучной стране прекрасно демонстрируют, и «кто в чем виноват», и как в реальности «помогает заграница».

И если Россия, как тот самый «Кац», не сдается, то Запад неминуемо уже в течение самого ближайшего времени будет вынужден начать крайне жесткие преобразования в самом себе. Поскольку рухнут все надежды выплыть за счет «дополнительных ресурсов», которые бы пролились щедрым морем в случае капитуляции, разделения и разграбления России.

Вторая причина в том, что действующая сегодня в мире либеральная экономическая модель больше не в состоянии поддерживать свое безбедное существование. Причины чего – высокая социальная нагрузка, избыточное население, невозможность экстенсивного развития, достижение предела платежеспособного спроса. То есть западный мир стоит на пороге существенного понижения уровня жизни. И чем большим этот уровень жизни является сегодня, тем драматичнее будет его падение в будущем. Но страдающее от этого население не просто население, а еще и электорат, чье недовольство создает угрозы существующей политической элите. И для купирования этой угрозы требуется страшный и ужасный враг, на происки которого можно будет списать любые проблемы. И здесь санкции – это прекрасная возможность ткнуть пальцем во врага.

Для России – это Запад, наглым образом введший свои санкции, вызвавший обвал рубля, вынудивший предпринимателей увольнять работников и понижать им зарплаты, а чиновников закручивать гайки, морозить повышение пенсий и т.д. Это исламские террористы, сбивающие наши самолеты и не дающие возможности погреть пузо на курортах Турции и Египта.

А для Запада таким идеальным врагом становится Россия. Это она бряцает оружием и нагло захватывает чужие территории. Это она проклятая не дает слиться Европе и Украине в упоительном экстазе, шантажирует Европу поставками или непоставками энергоносителей. Это она своей операцией в Сирии вызывает потоки беженцев в Европу, с которыми несчастным европейцам приходится делиться последним куском хлеба. Это она невесть с чего вводит ответные санкции против «невинной» Европы, заставляя все туже затягивать пояса мирных бюргеров, а бизнесменов выводить с огромными убытками капиталы из России под угрозой их экспроприации.

А что в итоге? И их, и наши власти прочно блюдут национальные интересы и своевременно дают супостату достойный отпор. Да, придется терпеть и страдать, но иначе было бы гораздо хуже.

С Китаем тоже все далеко не так, как представляют наши СМИ. Он совершенно не готов просто так распахивать нам дружеские объятия – но и не точит зубы на нашу Сибирь по представлениям традиционных либеральных ужастиков. Китай лишь исключительно прагматичен. Он безусловно заинтересован в тесном взаимодействии с Россией по множеству направлений – и энергоресурсы здесь не самое важное. В первую очередь Китай заинтересован в силовом прикрытии на случай конфронтации с США, которая становится все более вероятной по мере его экономических и прочих расхождений с «гегемоном». Заинтересован он и в экономическом сотрудничестве с нами, но масштабы наших экономик не позволяют говорить о паритете в этой области. Китай прекрасно видит нашу слабость, наши метания между ним и Западом, отчего совершенно откровенно начинает давить в своих интересах. И чем больше давит на нас Запад, тем больше давит и Китай.

Так в чем же положительный эффект от санкций?

И тем не менее санкции против России – это исключительный подарок, несущий нам только пользу. И сразу по множеству направлений.

Во-первых, это уже названный пропагандистский эффект. Он при всей манипуляции общественным сознанием на самом деле приводит к большей консолидации российского общество и нацеленности на самостоятельность в решении проблем. А без принятия на себя всей полноты ответственности за происходящее успеха не может быть в принципе. Пример тому – Украина, получившая обратный нашему режим наибольшего благоприятствования со стороны коварного Запада и в результате потерпевшая экономический и политический каюк.

Во-вторых, санкции – это реализованная угроза. То есть уже произведенный выстрел, после которого оружие оказывается разряженным. Сегодняшние санкции разрывают связи России с Западом – но вместе с тем и зависимость России от Запада. Нет финансирования, пережили. Да, рубль упал, импорт сократился, но катастрофы не произошло. Да и импортозамещение, пусть и робкими шагами из-за отсутствия денег, но все же показывает отдельные «зеленые ростки».

И давайте экстраполируем все это в будущее. Представим себе полный экономический разрыв России и Запада. Что в итоге? Россия выживет. Уже сегодня даже в отношении импорта Запад добился лишь того, что его собственные товары не востребованы, к тому же утратил свою роль посредника в поставках товаров из третьих стран. Сегодня то же мясо в Россию поступает из Аргентины, хотя раньше шло из Европы. Овощи вместо гидропонных из Голландии идут из Северной Африки. А вот от наших энергоносителей той же Европе отказаться куда сложнее…

А кто проиграл от того, что наши деньги стало опасно хранить в западных банках? Они в большей степени теперь начнут оставаться в России, постепенно насыщая нашу экономику. Если все суммировать, то в экономическом плане в краткосрочной перспективе плохо и трудно всем. А в долгосрочной Россия становится сильнее, а Запад слабеет. И это не мы к нему, а он к нам рано или поздно придет с протянутой рукой. Смешно? Увидим.

В-третьих, санкции благотворно влияют на внутреннюю политическую обстановку в России. Долгое время Путин добровольно или вынужденно исполнял роль балансира и верховного арбитра между различными группами интересов. Его действия были постоянно скованы необходимостью поддерживать равновесие между различными кланами и группами, ибо только это равновесие могло гарантировать ему собственную власть, а стране некое подобие стабильности.

Но сейчас ситуация меняется. Практически все элиты оказались отрезаны от большей части своих зарубежных активов. Нет, их никто не отнял и не присвоил. Но воспользоваться ими без серьезных рисков нарваться на их заморозку, да и свою посадку все трудней.

Активы непосредственного окружения Путина тоже оказались в таком же состоянии. Но главное – произошло резкое ослабление всех кланов на фоне укрепления властных полномочий президента. И это, пожалуй, впервые создает ему возможность активных политических действий внутри страны без оглядки на все клановые и групповые интересы. Воспользуется ли он этой возможностью – скоро увидим. Но факт в том, что такая возможность в полной мере наступила, и если он ей не воспользуется, будет ему грош цена.

chipstone

 

Девальвация рубля — мнимая и настоящая или от чего на самом деле зависит курс российской валют...

Следующая

Высокопоставленные российские чиновники и депутаты, чьи родственники и дети живут за границей...

Предыдущая

1 комментарий

  1. Хван 3 января 2016 в 10:15

    Интересные, но несколько противоречивые выводы. В основном с автором согласен!

Оставить комментарий