ВХОД

Забыли пароль?
 

Как религии в России всерьёз решили оздоровить экономику

В России Luxery 29.10.2015 0 587

Русская православная церковь и Совет муфтиев объявили о создании специальной комиссии по поддержке традиционных финансов, то есть финансов, которые основаны на традиционных религиозных ценностях и среди прочего предполагают полный отказ от ростовщического процента, ныне господствующего почти во всем мире.

Работу комиссии будут вести глава Отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин и первый заместитель председателя Совета муфтиев России и Духовного управления мусульман Российской Федерации Рушан Аббясов.

Как считают инициаторы проекта, комиссия должна стать представительным органом, который будет олицетворять «широкий запрос на становление институтов, основанных на традиционных ценностях основных религий». «В нынешних непростых условиях востребовано финансирование без ссудного, ростовщического процента. Имеющее в своей основе реальные, а не производно-спекулятивные активы. Без азарта и неопределенности. Основанное на ответственном долевом участии», — отмечается в официальном сообщении Совета муфтиев.

Решение зрело давно. Еще год назад, выступая на заседании клуба «Русский предприниматель», о. Всеволод призывал подумать о том, «может ли Россия предложить православную систему банкинга без ростовщичества, входящую в прямые отношения с Китаем, исламским миром, иными возрастающими в мире центрами влияния». «Нужно переходить от экономики роста к экономике достаточности, — убеждал Всеволод Чаплин, — хотя бы потому, что именно те народы, которые сумеют обуздать идею непременного и ничем не сдерживаемого роста, окажутся в выигрышных условиях, когда этот рост прекратится. Но еще существеннее этические принципы. Здоровая деловая активность возможна только тогда, когда мы отказываемся от безудержной жажды наживы в пользу сотрудничества и солидарности».

Заповеди для банкира

Беспроцентная система финансирования, как ни странно, получившая название «исламский банкинг», давно существует и работает во многих странах мира (о чем уже неоднократно писала РП) . В последние годы популярность «мусульманских» финансовых институтов заметно растет. Помимо собственно банков (крупнейшие — Исламский банк развития и Кувейтский финансовый дом) стали появляться и так называемые исламские окна в обычных банковских структурах, и их становится все больше и больше с каждым годом.

Кроме этого, запрет на ростовщичество является одной из основ христианства. Помимо общего запрета на ссудные проценты, это запрет на спекуляцию — то есть использование чьих-либо затруднений в своих целях. Здесь и политические кризисы, и природные катаклизмы, и любые форс-мажоры, которые так любят на биржах.

В мусульманских традициях, так же как и в христианских, вне закона азартные игры — проведение лотерей, розыгрыш премий, выплата неожиданных и ничем не предусмотренных и не оправданных бонусов, в том числе и в рекламных целях. Нельзя вкладывать деньги в «пороки» — алкоголь, табак, проституцию, порнографию. И, разумеется, в производство пищевых продуктов из свинины и мяса животных, которые умерли своей смертью.

Все это может на первый взгляд показаться довольно экзотичным, но прекрасно работает как в мусульманских, так и немусульманских странах — например, и в азиатской до мозга костей Малайзии, и в «оплоте западной цивилизации» США.

Как это работает

Быть вкладчиком в мусульманском банке — совсем не то, что в привычных нам «западных». Отдавая свои деньги в исламский банк, вы становитесь не просто клиентом, а участником так называемой мушараки — долевого предприятия, которое финансируется за счет средств вкладчиков этого банка (естественно, только с их согласия и по предварительной договоренности). Прибыль от предприятия распределяется между участниками «мушараки» соответственно их долям.

Можно, конечно, отдать деньги не под конкретный проект, а просто на «сохранение», но тогда банк всего лишь держит деньги на счетах, увеличивая сумму вклада на установленный государством уровень инфляции. То есть никакой «высокой доходности» от депозитов — которую обещают многие российские финансовые структуры — в исламском банкинге быть не может. Равно как и высоких процентов по кредитам, поскольку банк, по сути, не кредитует какое-либо предприятие, а инвестирует в него.

Деньги не как цель, а как средство

Социальные задачи, аналогичные западным потребительским кредитам, в исламском банкинге решает «мурабаха» — соглашение, по которому банк покупает некий конкретный товар по заявке клиента, а затем, по сути, продает его этому клиенту с возможностью рассрочки платежа. Конечная цена товара складывается из его первоначальной стоимости и фиксированной наценки, о размере которой банк договаривается с продавцом. Никаких процентов и пени — просто купля-продажа.

Но самое главное, что отличает этот механизм от ростовщических кредитных сделок, — это то, что свою покупку мусульманский банк осуществляет на реальные средства, имеющиеся в его распоряжении. В то время как европейский банкир при выдаче ссуд выпускает в обращение (временно, до погашения тела ссуды) новые безналичные деньги в соответствии с так называемым правилом частичного резервирования. То есть производит деньги из воздуха. В исламском банкинге деньги из воздуха не берутся да и вообще самоцелью — как для западного банковского мира — не являются. Цель такого кредитования — вещь, товар; в итоге экономика остается привязанной к чему-то материальному и таким образом защищается от чрезмерной виртуализации. Результат такой расстановки приоритетов можно увидеть на примере Ирана. После революции 1979 года первый президент сраны Абольхасан Банисадр провозгласил доктрину «тоухидной экономики», поставившую в центр народного хозяйства труд, а не капитал. Отказ от ростовщического кредита фактически стал основой экономической политики республики. Всякий избыточный доход, полученный без приложения личных усилий, считался неправомерным, и собственность, созданная без приложения труда, должна была принадлежать государству.

С уходом Банисадра его социальный радикализм был постепенно забыт, но общее направление осталось. Согласно закону «О банковских операциях без риба» (банковского процента. — РП), который действует уже 30 лет, использование любых непрозрачных выплат, а также все ростовщические действия в стране под запретом. К тому же банки — под наблюдением ЦБ — обязаны выделять фиксированную часть средств на широко развитые социальные программы. Малообеспеченные иранцы всегда могут получить беспроцентный кредит на строительство недорогого жилья, улучшение стесненных жилищных условий, под сельскохозяйственное производство, задачи мелкого бизнеса. В итоге в сложных жизненных ситуациях у людей есть выход, а искушение добровольно отдаться в ростовщическую кабалу отсутствует: она запрещена законом.

Что не удалось чиновникам

В России об исламском банкинге, конечно, хорошо знают и много говорят. Советник президента России Сергей Глазьев еще летом 2015 года предлагал начать в Татарстане эксперимент по внедрению исламского банкинга. Прямое участие банков в реальной экономике и солидарная ответственность — вот главные преимущества работы без использования банковского процента. Для России это могло бы стать настоящей панацеей от многих бед: авантюрной политики финансовых организаций, безответственности бизнеса, закредитованности населения.

Однако на этом пути есть множество препятствий как правового, так и психологического характера. Представить себе, например, исламский банк или даже «исламское окно» в ВТБ или Сбере где-нибудь в Костроме или Владимире довольно сложно. Если к халяльным продуктам мы уже привыкли, то исламские финансовые институты, вероятно, еще долго будут вызывать у многих предубеждение, недоверие или даже отторжение. Поэтому одной только инициативы сверху и согласия банкиров недостаточно — очевидно, что необходимо участие Церкви в становлении принципов беспроцентных финансов.

Создание комиссии по традиционным финансам по инициативе РПЦ и Совета муфтиев — ясный сигнал того, что Церковь в реализации этой идеи участвовать будет и всерьез настроена на вытеснение ростовщичества и в конечном итоге оздоровление национальной экономики через возврат в нее традиционных, а не насажденных ценностей. Государство в лице чиновников с этой задачей до сих пор справиться не смогло; есть надежда, что участие Церкви наконец сдвинет экономическую политику нашей страны с мертвой точки.

Ждём Вас на нашем канале Политика и экономика Politus, где публикуются дополнительные статьи, не размещенные на этом сайте

 

Подсказка для Силуанова или как восстановить российскую зкономику

Следующая

Информационная война: направление главного удара, тактика и стратегия

Предыдущая

0 комментариев

Оставить комментарий