ВХОД

Забыли пароль?
 

Для чего и в каких целях в России планируется ввести продовольственные карты

В России Politus 24.09.2015 0 731

Правительство обсуждает возможность введения в России продовольственных карт. С одной стороны, это будет системная и адресная помощь малоимущим. С другой – государство собирается поддержать местных сельхозпроизводителей. Почему возникла такая необходимость и что из этого выйдет?

Карточка на случай кризиса

Идея продовольственных карточек, предложенная Минпромторгом, отягощена в России исторической памятью о дефиците и голоде. Впервые система централизованного распределения продуктов была применена Николаем II. Первая мировая война затягивалась и к 1916 году уже привела к продовольственному кризису. Легче не стало и весной 1917 года, когда к власти пришло Временное правительство. Революция, гражданская война, голод 1921–1922 годов, последствия НЭПа неизменно сопровождались тотальным дефицитом самого насущного.

Затем последовала Великая Отечественная война, страна питалась по карточкам до 1947 года. Но после передышки в несколько десятилетий массово к «нормативному распределению» вернулись в 1983 году. Правда, с одной новацией – вместо карточек выдавали талоны на покупку дефицитных товаров: сахар, соль, крупы, табак, водка, колбаса и даже стиральный порошок и женское белье. В 1992 году свободная торговля вытеснила распределение и талоны ушли в прошлое.

Однако идея, согласно принципу «ничто не забыто, никто не забыт», обязательно всплывает в кризисные моменты. Но что в 2009 году, что в 2015-м она подается не как борьба с экономическим кризисом, а как забота о малоимущих гражданах. С начала самозабвенного втягивания России в украинский политический кризис в 2014 году с отягчающими последствиями в виде присоединения Крыма и военных действий в Донбассе количество бедных в стране выросло на 2,7 млн человек. Согласно Росстату, в апреле – июне 2015 года в России насчитывалось 20,1 млн человек (14% населения), чьи доходы не покрывают стоимости минимально необходимых для жизни продуктов. За тот же период прошлого года в трудном положении находилось 17,4 млн граждан.

«Приведенные данные уже сейчас позволяют прогнозировать ощутимый рост бедности в 2015 году», – писали аналитики Высшей школы экономики. На первый взгляд, Минпромторг подготовил концепцию карточной системы в связи с очевидной тенденцией и угрозой пауперизма. В обосновании предложения говорится: покупательная способность россиян пострадала из-за санкций и продовольственного эмбарго, снижения цен на нефть, девальвации рубля и разгона инфляции. Но Минпромторг социальными вопросами не занимается – ведомство беспокоит спад оборотов розничной торговли продовольствием, который спровоцирован падением спроса. Также оно ищет варианты помощи местным производителям продуктов питания.

Обреченные на углеводы и жиры

По итогам 2014 года российские семьи в среднем тратили на продовольствие 27,7% своих доходов (в Великобритании – 11%, во Франции – 16,4%, в Турции – 19,9%). «Жители более бедных стран вынуждены расходовать на еду более существенную часть своего бюджета, потому что уровень их доходов не позволяет им тратить значительные суммы на досуг и отдых, платное образование и прочие не столь жизненно необходимые ценности, как белки и углеводы», –отмечали аналитики агентства «РИА Рейтинг». Аналитики «ВТБ Капитала» оценивали расходы домохозяйств на питание в 36% и спрогнозировали, что до конца года 50–55% бюджета российских семей будет уходить на продовольствие.

Высокая инфляция (в январе этого года месячный показатель достиг 3,9% – наибольший уровень с 1999 года) и сокращение реально располагаемых доходов привели не только к росту числа бедных, получающих меньше прожиточного минимума в 10 тыс. рублей, но и к переходу на более дешевые и самые необходимые продукты. Из-за этого, как выяснил Роспотребнадзор еще в 2011–2012 годах, россияне в целом едят слишком много жиров (на 15,7% больше положенного по норме) и углеводов (на 15,2%) и недоедают белков (ниже нормы на 0,5%). Уровень доходов предопределил: бедные потребляют больше круп, макарон и картошки, средний класс и состоятельные – мяса, рыбы и свежих овощей и фруктов. Ухудшение экономического состояния домохозяйств только усугубляет это положение.

Программа дополнительного питания «Продуктовая карта», которая призвана помочь государству, с одной стороны, отладить адресную продовольственную помощь малодоходным и малообеспеченным слоям населения, а с другой – стимулировать продажи местных производителей, вполне может быть реализована в 2016 году. Вопрос в другом – насколько эффективно она будет работать? Поможет ли особо нуждающимся и сельскому хозяйству?

«Продуктовая карта»

Если правительство одобрит предложение Минпромторга, которое оно готовило по поручению первого вице-премьера Игоря Шувалова, что говорит о заинтересованности в нем самого кабинета министров, то внедрение «продуктовых карт» начнется в 2016 году и продлится до 2017-го. Целевые денежные средства будут начисляться держателям карт в виде баллов или софинансирования – если пользователь положит на карту деньги, то государство доложит 30–40% от суммы, ограниченной несколькими тысячами рублей. Расплачиваться картой можно будет в магазинах и торговых точках, которые присоединятся к программе, а именно – подключатся к центральной процессинговой системе для обработки карт.

Предусматривается, что картой человек сможет оплатить покупку скоропортящихся продуктов отечественного производства. К примеру, овощи, фрукты, мясо, рыбу, молоко и молочные продукты, в общем, все то, чего лишены бедные слои населения, сидящие на углеводах и жирах.

По мнению Минпромторга, это позволит улучшить рацион социально уязвимой категории граждан и благоприятно скажется на их здоровье. Купить алкоголь и табак, консервы и кулинарию, как и обналичить деньги с карт будет нельзя. Более того, неизрасходованные баллы будут автоматически сгорать в конце месяца.

Заботясь об экономическом эффекте, в правительстве надеются, что смогут помочь производителям качественной продукции (фермеры, переработчики, оптовики), эффективным продавцам и собрать со всех них налоги. Таким образом, часть средств на адресную помощь должна будет вернуться в бюджет. Рыночный механизм – обладатель социальной карты «голосует рублем», по мнению Минпромторга, приведет к улучшению качества товаров.

Однако до сих пор неясно, сколько потребуется средств из федерального и региональных бюджетов на осуществление амбициозной программы. По идее, карты будут выдаваться семьям; после оценки совокупного дохода домохозяйства и льгот региональные власти определят ежемесячный уровень баллов. Потенциально программа должна будет охватить более 20 млн россиян. Учитывая сокращение расходов федерального бюджета и состояние бюджетного кризиса в большинстве регионов, средства на карточки могут быть «вытянуты» из другой статьи социальных расходов, например образования или здравоохранения. С точки зрения бюджета – это большая нагрузка. И важно, что Минпромторг еще не согласовывал проект с Минфином, который всеми правдами и кривдами пытается растянуть резервы на ближайшие три года, сокращая бюджетный дефицит «ножницами».

Тем не менее у отдельных регионов России уже есть опыт продуктовых карт. В 2013 году многодетные семьи, проживающие в Кирове, получили карты с тысячей рублей на счете. Если они тратили средства на покупку вятских продуктов, то в следующем месяце сумма в тысячу рублей им возмещалась в виде начисления на карту. В программе участвовали 36 местных производителей, 1365 наименований продуктов и 67 магазинов. Всего было выдано 1598 карт. Из-за необходимости выбирать продукты из утвержденного списка и невнимательности продавцов при оформлении покупки 7,4% потраченных средств не на вятские товары власти участникам программы не компенсировали. Часть держателей карт сняли деньги в банкомате и больше не пользовались ею (около 6%). Однако, несмотря на смелый социальный эксперимент, местные производители едва ли ощутили значимый эффект: средства «Продуктовой карты» в обороте вятских сельхозпроизводителей составляли всего 0,04% в месяц.

Безусловно, введя карточную систему, Россия не станет Венесуэлой и не вернется к печальному опыту Советского Союза – речь не о дефиците продовольствия, а об адресной поддержке социально уязвимых слоев населения и местных сельхозпроизводителей. Поэтому предложение Минпромторга скорее следует сравнивать с программой льготной покупки продуктов питания в США (Food Stamps). В российских реалиях и с ограниченными бюджетными возможностями, возможно, она и не окажет существенной помощи производителям, но точно снизит давление на торговые сети, которые сегодня под надзором контрольных ведомств должны заботиться о социально неблагополучных покупателях, и на производителей, чьи отпускные цены государство также пытается взять под свой контроль.

😆Устали от серьезных статей? Поднимите себе настроение 😆 самыми лучшими анекдотами!😆

 

Кто предлагает принять закон "О противодействии «реабилитации» сталинизма" желает, чтобы мы платили и каялись, каялись и платили

Следующая

Российская операционная система «Заря» начинается внедряться в Минобороны России

Предыдущая

0 комментариев

Оставить комментарий