ВХОД

Забыли пароль?
 

Иностранные потребители космических услуг уходят от сотрудничества с американской компанией SpaceX в пользу Роскосмоса. Компании Intelsat и Inmarsat расторгли отношения с фирмой Илона Маска по запуску своих спутников с ракетами Falcon

В мире Luxery 11.04.2016 1 691

Роскосмос и Центр имени Хруничева сделали себе отличный подарок ко Дню космонавтики. Накануне праздника выяснилось, что наши конструкторы увели у разрекламированной американской компании SpaceX контракт на запуск спутникового аппарата по заказу международной организации связи Intelsat.

Впрочем, за последнее время желание посотрудничать с российскими предприятиями изъявили уже несколько крупных иностранных заказчиков, явно разочаровавшихся в американском космострое.

Сланцевые запуски

Компания SpaceX, основателем и руководителем которой является инженер и предприниматель Илон Маск, прославилась благодаря трем вещам: разработке орбитального грузовика Dragon, прожектам по освоению Марса и многолетней работе над созданием ракеты с возвращаемой первой ступенью. Последняя технология в перспективе обещает в разы сократить стоимость космических полетов: сверхдорогие двигатели, топливные баки, системы управления и навигации будут возвращаться на космодром, а не гореть в атмосфере и тонуть в океане. Озвученная в начале двухтысячных, эта идея выглядела так же перспективно, как добыча сланцевой нефти.

СПРАВКА: Изначально всемирную известность Илону Маску принесли не космические проекты, а создание крупнейшей электронной платежной системы PayPal. В отличие от многих других IT-компаний, детище Маска успешно пережило крах доткомов и в 2002 году было продано за 1,5 млрд долларов. В 2015 году PayPal оценивалась в 44 млрд долларов, а личное состояние ее создателя — в 12 млрд долларов.


В 2006–2008 годах SpaceX получила от NASA 396 млн долларов и построила-таки орбитальный грузовик Dragon и прототип возвращаемой ракеты Falcon. К 2012-му ракета даже научилась взлетать, но на этом программа и заглохла: приземляться Falcon 9 упорно не хотел. В июне 2015-го ракета и вовсе взорвалась через две минуты после взлета. Благополучно посадить американскую «птицу» (название ракеты переводится как «сокол») на морскую платформу удалось лишь на днях — 8 апреля 2016-го, но к этому времени многие заказчики, рассчитывавшие запустить свои спутники с помощью SpaceX еще два-три года назад, уже успели махнуть на нее рукой. Компания Intelsat, подписавшая контракт в 2012-м, так и не дождалась взлета Falcon со своими спутниками на борту и решила отказаться от услуг американских ракетостроителей.

Теперь спутник Intelsat полетит на российском «Протоне». Запуск запланирован на начало 2017-го. Британский оператор связи Inmarsat решил поступить аналогичным образом и забронировал «Протон-М», отказавшись от «Фалькона».

Экономия по-американски

Причина растущей популярности российских ракет не только в критическом отставании SpaceX от всех возможных графиков. Американская разработка серьезно разочаровала рассчитывавших на нее заказчиков, когда выяснилось, что по стоимости запуска «экономичная» возвращаемая ракета почти не уступает вовсю летающим «Союзам» и «Протонам» (61,2 млн долларов против 35–78 млн и 65–70 млн долларов соответственно).

Немаловажно и то, что Российское космическое агентство и Центр имени Хруничева за последнее время значительно улучшили свою маркетинговую политику. Новая стратегия предоставляет постоянным клиентам множество преференций по сравнению с теми, кто заключает разовый контракт. Да и стоимость запуска «Протонов» существенно снизилась. Результат не замедлил сказаться: количество контрактов на глобальном рынке возросло.

Что самое показательное, на следующий же день после удачной посадки Falcon 9 на морскую платформу замглавы Пентагона Роберт Уорк заявил: американское военное ведомство намерено закупить… 18 ракетных двигателей РД-180 российского производства. Глава военного ведомства сообщил, что уже готов выслушивать по этому поводу возмущение конгрессменов, однако военные спутники все-таки на чем-то нужно выводить на орбиту. «Мы просто не понимаем, каким образом мы можем получить новый двигатель менее чем за шесть лет. Поэтому мы твердо уверены, что на время переходного периода нам необходимы ракетные двигателей РД-180. Не более 18, но это наша позиция», — заявил Уорк.

В самих США мощные ракетные двигатели сейчас не производятся. Разработки ведутся, но, по мнению специалистов, Америка будет нуждаться в российских РД-180 как минимум до 2022 года.

***

Несмотря на немалые коммерческие успехи последних месяцев, российской космической отрасли тем не менее пока рано почивать на лаврах. Сколько бы контрактов ни увел Роскосмос у Илона Маска, SpaceX продолжит получать миллиардные субсидии от NASA и дорабатывать свои возвращаемые ракетные модули. А именно они станут основой космической гонки ближайшего десятилетия. Да и умение делать двигатели тоже не всегда будет уникальной прерогативой РФ: рано или поздно американцы запустят в серию свои, и России важно встретить этот момент новыми, обладающими явными конкурентными преимуществами разработками. Как принято говорить в этой отрасли, отсчет уже пошел. Десять, девять, восемь…

 

Скандальное для Украины заседание ЮНЕСКО: число стран, поддерживающих украинскую позицию по Крыму, с...

Следующая

При торжестве толерантности и отказе от своей идентичности насилие в ЕС со стороны мигрантов станови...

Предыдущая

1 комментарий

  1. Цербер 11 апреля 2016 в 20:07

    По мнению специалистов идея с возвратом хоть первой ступени двигателя, хоть второй настоящая афёра. Маск предлагает таким образом уменьшить стоимость запусков, что технически очень опасно и финансово затратно. Чтобы снова запустить уже использованный ранее двигатель его сначала надо полностью разобрать, проверить все блоки и комплектующие и снова собрать. Любой недочёт при проверке влечёт аварию со всеми вытекающими. Очень получается сомнительная выгода, если она вообще присутствует


Оставить комментарий