ВХОД

Забыли пароль?
 

Европейская полицейская и судебная импотенция: в ЕС террористов отпускает на свободу

В мире Luxery 29 марта 2016 в 22:00 1 140

В понедельник в Брюсселе был выпущен на свободу подозреваемый в совершении терактов 22 марта, так как суд счел, что представленных прокуратурой доказательств его вины недостаточно для того, чтобы оставить его под арестом. Фейсала Шеффу ранее опознал водитель такси, подвозивший террористов в день теракта. По мнению следствия, именно его запечатлела камера видеонаблюдения в аэропорту вместе с террористами-смертниками. Однако свидетельских показаний суду оказалось недостаточно.

Ранее в прессе появилась информация о том, что примерно за 10 минут до взрыва в брюссельском метрополитене правоохранительные органы получили сведения о готовящейся трагедии и попытались эвакуировать людей с опасных станций. Сделать это не позволило руководство подземки, сославшись на мнение своей службы безопасности и то, что метро было переполнено — теракт произошел в час пик. Спустя считанные минуты взрыв на станции «Мальбек» унес жизни 20 пассажиров.

Представить себе подобное в России невозможно: если речь идет о террористической угрозе, спецслужбы получают карт-бланш на меры, способные предотвратить гибель людей, и ни одному транспортному чиновнику просто не пришло бы в голову перечить ФСБ в такой ситуации. А в Бельгии террориста отпустили домой, словно это мелкий воришка, из страха случайно нарушить права человека.

Бремя бюрократии

О том, что европейская бюрократическая машина покрылась коростой, полностью утратив гибкость и способность адаптироваться к меняющимся условиям, говорят давно. Закостеневшая и разросшаяся до огромных масштабов бюрократия постепенно превращается в кафкианский театр абсурда, с той  лишь разницей, что потеряла способность не отсеивать хорошее от плохого, а, напротив, плохое от хорошего. Таким образом, террорист пользуется теми же правами, что и рядовой бюргер — при том что большинство государств выделяют терроризм в особо опасную категорию преступлений.

Впрочем, чиновники препятствуют не только работе спецслужб, но также нормальному развитию экономики. Некоторые эксперты связывают наблюдающуюся в последние годы экономическую рецессию на территории еврозоны с неспособностью европейских институтов оперативно и согласованно реагировать на изменения, а также вырабатывать единую стратегию на будущее.

По словам главы Европейского инвестиционного банка Вернера Хойера, именно бюрократия является самым серьезным барьером для восстановления экономического роста Евросоюза в рамках плана по стимулированию посткризисного роста.

Кроме того, чиновничьи проволочки не позволяют ЕС эффективно разрешить проблему беженцев. При том что необходимость пересмотра Дублинского соглашения от 1990 года очевидна очень давно, еврочиновники до сих пор только взывают к этой мере. В январе 2016-го председатель Европейской комиссии Жан-Клод Юнкер заявил, что соглашение «устарело» — и это после того, как число мигрантов, прибывших в Евросоюз, начало исчисляться миллионами.

Казалось, что после парижских терактов повторение аналогичной атаки невозможно, но террористы смогли беспрепятственно взорвать еще один европейский город всего несколько месяцев спустя.

При том что на европейской территории действуют шенгенские правила, дающие возможность людям свободно перемещаться из одного государства в другое, спецслужбы стран — участниц ЕС не могут скоординировать свои действия ради сохранения общей безопасности. Это позволяет террористам чувствовать себя в Европе вольготно, перемещаясь из одной страны в другую. Известно, что устроившие атаку на Париж преступники базировались на территории Бельгии, под самым боком у общеевропейских органов власти.

Как сообщает европейская пресса со ссылкой на источник в правоохранительных органах Бельгии, задержанный ранее по подозрению в причастности к парижским терактам Салах Абдеслам мог знать о готовящихся нападениях террористов в бельгийской столице. На одной из конспиративных квартир, обнаруженных полицией в Брюсселе за несколько дней до терактов 22 марта, были найдены детонаторы, оружие и отпечатки пальцев Абдеслама.

Уже зная об этом, брюссельские следователи не стали проводить детальный допрос подозреваемого, ограничившись короткой беседой. Дело в том, что Салех Абдеслам не успел окончательно поправиться после полученного ранения конечности, и сотрудники правопорядка опасались утомить его.

Через несколько дней Брюссель потрясла череда взрывов.

Упорство в слабости

Европейские власти не могут до конца осознать чрезвычайность сложившейся сегодня ситуации в силу доминирования бюрократического подхода к решению любых проблем. Чиновники не в состоянии дать отпор ДАИШ, объявившей войну Европе, так как их мышление не способно противостоять агрессивным и непредсказуемым террористам, полагают эксперты.

После серии терактов в Брюсселе норвежское издание Dagbadet опубликовало статью под оптимистичным заголовком «Забудьте о радикальном исламе», в которой утверждается, что масштаб угрозы терактов в Европе завышен. Автор утешает читателей цифрами погибших от рук террористов на европейской земле (420 человек с 2001 по 2014 год) и в остальном мире, где было убито более 10 тыс. человек.

«В действительности Западная Европа в настоящее время гораздо более безопасна, чем несколько десятилетий назад, и гораздо более безопасна, чем большинство остальных частей света», — приводит издание слова доктора Адриана Гэллара из Университета Лидса.

Странно говорить о «безопасности» в то время, когда вооруженные террористы свободно курсируют между европейскими странами и взрывают города, беспрепятственно убивая мирных европейцев.

Впрочем, попытки выработать единую стратегию противодействия организованной преступности европейскими чиновниками предпринимаются, хотя и крайне медлительно. Существуют два камня преткновения, мешающих европейцам действовать слаженно и оперативно: это забота о неукоснительном соблюдении прав человека и неспособность стран — участниц ЕС быстро приходить к консенсусу без бюрократических проволочек.

К примеру, вопрос о введении общеевропейского ордера на арест решался на протяжении нескольких лет, пока все страны — участницы ЕС не ратифицировали соответствующее соглашение.

Европейские бюрократы очень боятся обвинений в нарушении прав человека и вмешательстве в частную жизнь граждан. Например, в 2005 году Европарламент отверг проект директивы ЕС о хранении данных электронной переписки и телефонных переговоров в целях борьбы с терроризмом — по мнению парламентариев, подобные меры угрожают неприкосновенности частной жизни европейцев. Отслеживает соблюдение прав человека и Совет Европы, выпуская соответствующие рекомендации для правоохранительных органов европейских стран и Европола.

В 2004 году был учрежден пост координатора по борьбе с терроризмом в ЕС. Впрочем, это не привело к заметным успехам — первый координатор, голландец Рейс де Врий, столкнувшись с непреодолимыми трудностями при попытках вести продуктивный диалог с чиновниками государств — членов ЕС, ушел в отставку. Кандидата на его место выбирали полгода, так как каждое европейское государство стремилось пролоббировать собственного представителя на этот пост. Компетентность нового координатора, Жиля де Кершова, можно проиллюстрировать его словами о том, что угрозы проникновения в Европу террористов под видом беженцев не существует. При этом с вернувшимися из Сирии боевиками в Евросоюзе работают не правоохранительные органы, а психологи и социологи — оказывается, главной задачей общества является «помощь» таким людям, а не расследование их преступлений.

В настоящее время Европейский союз представляет собой образование, скрепленное искусственным образом при помощи чрезмерно развитой бюрократической системы, существующей как на национальном, так и наднациональном уровне. Жесткие бюрократические установки представляют «скелет», несущий на себе груз общеевропейского единства. Дух бюрократизма, с одной стороны, способствует цементированию Евросоюза — при большем уровне свободы могли бы высвободиться центробежные силы, способные разрушить союз европейских государств. Свод жестких правил, точное следование установленному регламенту, с одной стороны, помогает Евросоюзу сохранить свою политическую структуру. Но в то же время он делает европейцев уязвимыми для большинства угроз как экономического, так и террористического характера, так как неповоротливая бюрократическая машина не в состоянии реагировать на них своевременно и точно. Типичный пример — вопрос соблюдения прав человека в том случае, если речь идет о терроризме. Применяя сформулированные ранее нормы о соблюдении прав человека по отношению к представителям террористического подполья, европейская бюрократия совершенно упускает из вида вопрос соблюдения права других граждан на безопасность — так произошло в случае с поспешным освобождением подозреваемого Фейсала Шеффу.

 

Вашингтон негодует. Россия отказалась от участия в собрании по ядерной безопасности...

Следующая

Трагикомедия с iPhone для пользователей яблочной продукции. Главные действующие лица: спецслужбы США...

Предыдущая

1 комментарий

  1. Петро 30 марта 2016 в 09:10

    Вопрос ясен как белый день. Власти активно подыгрывают американским стервятникам, которые хотят подмять под ТНК всю Европу путём подписания ТТИП. Отдельные, ещё здравые европейские умы такого откровенного рабства не хотят и как могут - сопротивляются. Вот им жидоолигархия и устраивает взрывы в целях усмирения и устрашения. А заием активно препятствует расследованию, чтобы не засветить свои уи

Оставить комментарий