ВХОД

Забыли пароль?
 

Как подготовились Россия и Китай к финансовой войне с США

Политика Tugar 27.02.2018 1 756

Напряженность между США, с одной стороны, и Северной Кореей, Ираном, Китаем и Россией, с другой, является элементами более широкой финансовой войны, - считает Alastair Cooke.

Россия, Китай и Иран оказались тремя ключевыми игроками, формирующими огромную, почти в половину населения планеты, альтернативную валютную зону. Проблема Северной Кореи важна, поскольку она при определенных обстоятельствах потенциально может ускорить движение США к более агрессивной политике в отношении Китая. Поводом может стать как непреклонная позиция Пекина, так и желание администрации США сократить китайскую торговую напористость.

США приступили к осуществлению проекта по восстановлению экономического первенства Америки путем подавления основных торговых конкурентов с использованием политики квази-протекционизма и закрепления военного доминирования.

Стратегия национальной безопасности США - "Америка на первом месте" - демонстрирует это достаточно ясно: Китай и Россия являются "ревизионистскими" противниками Америки. Поэтому США должны и намерены победить на этом поприще. Подтекст заключается в том, что США стремятся напомнить своим потенциальным соперникам об их "месте" в глобальном порядке.

В этой части Америка ставит все в зависимость от непреклонного глобального состояния резервной валюты - американского доллара, поскольку без этой основы цели президента Трампа вряд ли будут достигнуты. Долларовый статус имеет решающее значение, особенно учитывая взрывное увеличение долговых обязательств Вашингтона.

Но вот парадокс: каким образом кандидат в президенты, который обещал уменьшить военную воинственность, иностранную интервенцию и отказался навязывать западную культурную идентичность всему миру, в течение года вдруг изменил свою мирную позицию к Корее и Ирану на агрессивную. Что изменилось в его мышлении?

Курс, проводимый обоими государствами, был хорошо известен и не вызвал внезапного удивления. Возможно прогресс Северной Кореи оказался значительно более быстрым, чем, вероятно, ожидала разведка США: то есть вместо 2020-2021 года Северная Корея обрела военную ядерную и ракетную мощь в 2018 году - примерно на два года раньше, чем предполагалось? Но, по сути, желание КНДР войти в число государств, обладающих ядерным оружием, не является чем-то новым.

Фактор "федерального долга" с учетом ожидаемых новых долговых обязательств имеет решающее значение. Федеральный долг США, уже превысивший $ 20 трлн, постоянно растет, а новые обязательства повлекут за собой всплеск процентных платежей для обслуживания этих дополнительных заимствований.

Поэтому серьезный военный кризис, возможно, единственный способ, с помощью которого Трамп, вероятно, получит огромный рост военных расходов. За счет выполнения огромного количества военных заказов, ВПК США может стать экономическим локомотивом.

Американской финансовой системе важно сохранить за собой место "тихой и надежной гавани" для иностранных инвесторов. Очень хорошим обстоятельством для поддержания статуса-кво может быть война за пределами США, желательно в азиатском регионе, поскольку тогда при условии поддержания низких ставок, "заморские доллары" потекут в закрома Уолл-стрит.

Однако такой сценарий будет возможен только при поддержании нынешнего статуса доллара. Потребуется также большое количество американской валюты с целью принуждения всего мира производить расчеты только в долларах.

В этот опасный сценарий включена и Европа, которой совершенно невыгоден этот расклад. Но она находится под давлением Вашингтона и вынуждена нести убытки только ради поддерживания глобального статуса американской валюты.

Президент Путин, с точки зрения США, объявил себя непримиримым оппонентом долларового глобализма, когда на саммите БРИКС в сентябре 2017 года он заявил об "озабоченности стран БРИКС по поводу несправедливости глобальной финансово-экономической архитектуры, которая отказывается уделять должное внимание растущему весу стран с формирующимся рынком". Путин далее подчеркнул необходимость "преодоления чрезмерного господства ограниченного числа резервных валют".

С точки зрения США Путин объявил себе приговор. Ранее под сомнение гегемонию доллара поставили Саддам Хусейн и Муамар Каддафи, судьба которых общеизвестна.

Финансовая война, конечно же, не новое явление в мировой истории. США ведут ее постоянно. Американский генерал Хайден охарактеризовал финансовое противостояние как основное средство ведения войны в XXI веке, а санкции назвал точными управляемыми боеприпасами.

Началом преобразования глобальной денежной системы можно отсчитывать с 2012 года. Именно тогда Вашингтон заблокировал международные связи иранских банков, заморозив $ 100 млрд иранских активов за рубежом и сократил потенциал Тегерана по экспорту нефти. Следствием этого стал серьезный рост инфляции в Иране, который ослабил национальную валюту.

Затем в 2014 году Саудовская Аравия спровоцировала падение цен на нефть, пытаясь не только играть против производства сланцевой нефти в США, но и наказать Россию за поддержку президента Асада. Тогда же Казначейство США спровоцировало "медвежий набег" на рубль, который был остановлен Китаем, вклинившимся в валютный рынок, чтобы предотвратить крах российской валюты.

Уже тогда стало ясно, что Китай, Россия и Иран разделяют общий стратегический интерес к созданию валютной зоны с глубинными рынками и инфраструктурой, обеспечив себе независимость от долларовой сферы.

Эти государства ясно дали понять, что они привержены долгосрочной стратегии прекращения использования доллара США в качестве основной валюты в мировой торговле.

Стратегия безопасности Трампа рискует расстроить неустойчивый баланс этой продолжающейся до сих пор, но медленно разворачивающейся финансовой войны. Введение агрессивных финансовых санкций в отношении любого из этих трех государств рискует ускорить преждевременный запуск существенных денежных изменений, что, конечно же, сопряжено с риском финансового хаоса.

Возможно, именно на это намекал Герман Греф, когда заявил Financial Times, что блокирование международной клиринговой деятельности для российских банков будет иметь серьезный разрушительный эффект, что "сделает" холодную войну "похожей на игру ребенка".

Ключевым моментом здесь является Китай, экономика которого примерно в девять раз больше российской. Трамп уже обвинил Китай в различных нарушениях торговых правил и прав на интеллектуальную собственность во время президентской кампании, угрожая в отместку повышением тарифов.

Министр финансов Китая Мнучин в сентябре 2017 года предупредил, что США могут наложить дополнительные санкции на Китай - возможно, отрезать доступ к финансовой системе США, если Китай не введет санкции против Северной Кореи, достаточные для удовлетворения требований США.

Теперь же, в Национальной стратегии США Китай представляется экономическим злодеем, "ревизионистской" силой и "соперником" экономического и политического первенства Америки.

По мнению Запада Китай из-за своих огромных запасов казначейских билетов США проиграет в любой финансовой войне, поскольку в любом случае нет ничего, что могло бы заменить доллар с его уникальным объемным рынком. Но уместно ли это самоуспокоение? Ясно, что Китай, Россия и БРИКС готовились к эскалации финансовой войны, которая может начаться под любым предлогом.

Однако мнение стратегических советников Китая, вероятно, состоит в том, что возобновленное стремление Америки к эскалации военной напряженности на этот раз, направленное на Северную Корею, Сирию и, возможно, Иран, - это фронт постоянной финансовой войны Америки. Поэтому Китаю необходимо подготовиться. Генерал-майор Цяо Лян, изложил свою общую стратегическую философию.

Цяо пояснил, что США избегают высокой инфляции, позволив доллару распространиться по всему миру. Однако чтобы избежать девальвации доллара необходимо сдерживать их печатание. Что же тогда будут делать США, когда у них начнут заканчиваться доллары?

Он продолжил, что американцы придумали решение: печать деньги с одновременной выдачей долгов, чтобы возвращать доллар США обратно. Но это уже финансовая экономика - используя деньги для зарабатывания денег. Это намного проще, чем реальная (промышленная) экономика.

С 15 августа 1971 года США постепенно прекратили развитие своей реальной экономики и перешли в виртуальную, которая является "пустой". Сегодняшний ВВП США достиг $ 18 трлн, но только $ 5 трлн из них - это реальная экономика.

Предоставляя займы, США получают большую сумму долларов из-за рубежа обратно, которые перетекают на три больших американских рынка: рынок товаров, рынок казначейских векселей и фондовый рынок. США повторяют этот цикл, чтобы заработать деньги: печатать деньги, экспортировать деньги за границу и возвращать деньги. Именно таким образом США стали финансовой империей.

Таким образом, богатство Америки основывается на операции "насос-свалка", которое поддерживается резервным статусом доллара, заменяя подлинное промышленное производство. Следует уточнить один момент: иностранные доллары никогда не покидают США, выполняя иные функции. Правильнее сказать, что правительство США заставляет направлять доллары не на внешнюю торговлю и вкладывать их в производство, а инвестировать в казначейские кампании.

Цяо обозначил исторические этапы экспансии доллара: первый - создание бума в Латинской Америке в середине семидесятых. Второй был нацелен на Юго-Восточную Азию, которая расширилась за счет потока сильного доллара, который затем существенного ослабел. С 1995 доллар начал укрепляться, вызвав атаку на тайский бат. Пошла цепная негативная реакция, которая затронула Малайзию, Индонезию и другие страны в регионе. Азиатский "Тигр" был создан и разрушен в интересах США, но не самими странами, а путем искусственного прилива и отлива долларовой массы. Цяо отмечает, что Китай тогда избежал этой атаки, проведенной США.

По мнению Цяо в 2015 году начался следующий этап, но уже нацеленный на Китай. По его словам все происходило также, как и в случае с Таиландом: сначала в течение шести лет был прилив сильного доллара. Затем в 2002 году он ослабел и находился в этом состоянии в течение десяти лет. В 2012 году американцы начали подготовку к усилению своей валюты. Они использовали тот же самый подход, создав региональный кризис.

Однако до этого США вели опасную игру на собственном ипотечном рынке и, столкнувшись в 2008 году с финансовым кризисом, не смогли эффективно сыграть на повышении курса своей валюты.

Сегодня Китай серьезно беспокоит США. Пекин получил наибольший объем мировых инвестиций. Размер экономики Китая больше всей Латинской Америки и практически равен экономике Восточной Азии. Но и это еще не все. Китай видит суть происходящего с привязкой к историческим событиям.

Стратег Цяо заявляет, что самым важным событием в двадцатом веке были даже не две мировые войны, а отказ Америки от золотого стандарта в 1971 году.

В этом и кроется стратегия Китая. Пройдет несколько лет и юань примерит на себя статус основной резервной валюты. Китайцы считают это "гармоничным" восхождением. Уже сейчас Китай доминирует в мировой торговле и подготовился к покупке нефти за юани, которые готов продавцам топлива обменивать на золото.

Схема прошла все предварительные испытания и тесты на Шанхайской международной энергетической бирже (INE), а также на биржах, торгующих золотом в Шанхае и Гонконге.

Центральный банк России также открыл офис в Пекине, в частности, поставив задачу решить технические аспекты поставок золота из России в Китай.

Для ясности: золото, обмениваемое на юань, будет поступать с международных рынков, а не из Китая. В долгосрочной перспективе, когда нефть становится напрямую связанной с золотом, а не с долларом, мы можем увидеть переоценку золота по отношению к американской валюте.

В октябре 2015 года Китай запустил свою Международную платежную систему (CIPS). У CIPS есть соглашение о сотрудничестве с частным, находящимся в Бельгии международным банком SWIFT, то есть клиринговой системой, через которую должна проходить транзитом практически каждая глобальная сделка. Однако в случае исключения Китая из SWIFT, как намекнул Мнучин в сентябре, Китай и Россия уже готовы начать работать через CIPS.

До сих пор политика Китая заключалась в нейтральном подходе к долларовой сфере. Пекин предпочитал не рисковать дислокацией глобальной торговли, что могло бы легко произойти, если бы рухнуло доверие к доллару.

Однако США сами нарываются на неприятности. Даже географически близкая к США Венесуэла уже отказалась принимать нефтяные платежи в долларах, тем самым продемонстрировав миру, что альтернативная система нефтедоллару действительно возможна. Кроме того, Каракас начал публиковать индекс цен на нефть, выраженный в юане.

Как данность следует принять, что Китай готов к оперативному запуску опциона на фьючерсы на нефть в юанях. США как никто другой понимают, что это повлечет вытеснения нефтедоллара, особенно если Саудовская Аравия согласится продать нефть Китаю за юани. Тем более ходят слухи, что Китай готов купить пакет акций саудовской компании Aramco. Надо думать, что если не будет серьезных препятствий, Пекин это сделает, привязав саудовскую нефть к юаню.

Кроме сделок с нефтью за юани у Китая есть другие варианты противодействия США. КНР может просто переключиться на торговлю товарами исключительно в юане, таким образом, полностью вытеснив доллар в качестве средства для транзакций.

К Китаю и России почти наверняка присоединятся их основные страны-партнеры по торговле в БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южная Африка), а также их страны-партнеры Евразийских стран Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), включающие население более 3 миллиардов человек или около 42% всего населения мира.

Но поскольку Китай по-прежнему владеет большими объемами казначейских и долларовых резервов США, ему, вероятно, потребуется больше времени, прежде чем совершить такой переворот.

Но если команда Трампа достаточно сильно нажмет на Россию, Китай и Иран, фактически заставив их запустить альтернативу долларовой системе, то что будут делать США с их колоссальным долгом? Они останутся со своими обязательствами перед миром один на один.

Ждём Вас на нашем канале Политика и экономика Politus, где публикуются дополнительные статьи, не размещенные на этом сайте

 

США, Япония, Индия и Австралия стремятся противостоять Китаю, создавая свою собственную новую стратегию

Следующая

Инсайдер из Всемирного банка раскрывает информацию о том, как глобальная элита управляет миром

Предыдущая

1 комментарий

  1. Воевода 27 февраля 2018 в 18:28

    Если Штаты пойдут в разнос, то тяжело придется не только США, Европе, Китаю и России, но и всему миру


Оставить комментарий