ВХОД

Забыли пароль?
 

Геополитические сюрпризы современности: сближение двух исторических врагов - Турции и Сербии

Политика Tugar 16.10.2017 1 600

Сербия, как и большинство православных христианских государств Южной Европы, испытывает давнюю историческую вражду по отношению к Турции. Тогда это была Османская империя, которая подавила суверенитет православной Европы, что привело к её многовековой оккупации. Освобождение началось в 1804 году, когда Сербия объявила о своей независимости. Полностью она была достигнута страной в 1878 году, - поясняет Adam Garrie.

Тогда помощь Сербии оказал ее традиционный союзник и традиционный враг Турции - Россия. Обе страны совместными усилиями выиграли войну против Османской империи.

На фоне этих исторических факторов многие сочли удивительным, что президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган осуществил плодотворный визит в Белград. Среди прочих предложений по экономическому сотрудничеству обсуждалась возможность провести трубопровод с российским газом до Сербии.

Могут ли турки и сербы быть друзьями?

На этот вопрос можно было дать отрицательный ответ, но геополитические мировые реалии меняют сложившиеся представления о том, какие государства являются традиционными союзниками, и какие - врагами. Сначала произошло сближение Турции с Россией, которое быстро развивается в рамках реального экономического партнерства. За этим последовало еще более значимое потепление отношений между Турцией и Ираном.

В этом же направлении пошла и Саудовская Аравия, чей король Салман недавно посетил Москву. Этот визит может стать первым небольшим шагом в долгосрочной перспективе саудовского стержня в Евразии.

Старые противники против существующих угроз

Сербия рассматривает Турцию в том числе и как государство, которое может способствовать решению сепаратистского вопроса с Албанией.

Этнические албанцы, которые имеют прямое отношение к режиму в Тиране, в настоящее время занимают сербскую автономную провинцию Косово и Метохию. В 2008 году, когда Турция совместно с НАТО действовала проалбански и антисербски, внешний мир для Турции был совсем иным.

В то время Анкара хотела вступить в ЕС, а потому партнерство Турции с Россией, Ираном и другими странами считалось чем-то несущественным. Даже 2013 год, когда Эрдоган выступил с антисербской речью в Косово и Метохии, с точки зрения геополитического положения Турции уже может считаться далеким прошлым.

В отличие от Боснии, где Эрдоган считается центром псевдополитического культа личности, большинство мусульманских стран-суннитов на Балканах, включая Албанию, испытывают трудности в отношениях с Анкарой.

Эрдоган отрицает возможность воссоздания "Великой Албании"

Известно, что Албания защищает ненавидимых официальной Анкарой членов террористической организации Фетхулла Гюлена. Недавно Эрдоган уже предъявил Албании претензии за то, что она лояльно относится к членам группы, но в Тиране его не услышали. В ответ на такое поведение турецкие СМИ ополчились против Албании.

Албания не только тепло относится к гульнистам. Она является глобальной базой для террористических групп, запрещенных турецкими партнерами в Тегеране.

Хотя Сербия считается относительно стабильной и безопасной в вопросах терроризма, Албания дестабилизирует ее за счет широкого присутствия бойцов ИГИЛ (запрещено в России), наркобаронов и торговцев оружием, в том числе и тех, кто в прошлом поставлял вооружение курдам на Ближнем Востоке.

В настоящее время Турция выгодно для себя расширяет сотрудничество с Россией и Китаем. Москва, со своей стороны, рада тому, что Турция способствует безопасному перемещению российского газа на Балканы, а Пекин, отдавая дань турецким усилиям, рассматривает Балканы в качестве важного транспортного коридора программы "Шелкового пути".

В этом ракурсе на Балканах сходятся интересы всех заинтересованных держав. Балканы становятся центром широкой торговли, где главное место отведено Сербии. А потому за безопасность этого региона будут бороться все страны, вовлеченные в совместные экономические проекты.

Кроме того, поскольку Турция теперь полностью выступает за территориальное единство Сирии и Ирака из-за страха перед радиальным курдским движением, Сербии выгодно сближение с Турцией, поскольку сербскому территориальному единству угрожает НАТО.

Турция уже выступала против проекта Большой Албании как дестабилизирующего фактора. И это было еще до турецкого скандала с Израилем, чей собственный проект «Инион» (он же проект «Большой Израиль») формально связан с курдами в Ираке, что категорически не устраивает Анкару.

Как страна, не являющаяся членом ЕС и НАТО, Сербия вправе не следовать санкциям против своих партнеров, а поэтому более интересна им, чем Албания. В отличие от Греции, у Сербии нет никаких территориальных споров с Турцией, равно как и в вопросе кипрского фактора. Даже если Сербия в конечном итоге присоединится к ЕС, большая часть этой привлекательности все равно останется.

Турция, возможно, и хотела бы в своих интересах разыграть суннитскую карту в Албании, но понимает все последствия коррумпированной политической культуры страны. Тирана нестабильна в своей политике и может развернуться от своих договоренностей, если к ней поступит "интересное" предложение. Это означает, что считать ее надежным партнером - обманывать самого себя.

На фоне всех этих взаимоотношений желание Анкары свести счеты с гульнистами является базовым фактором в будущих отношениях с Белградом. При определенных условиях партнерство Сербии и Турции может развиваться так же, как у Турции с Россией и Ираном.

И в этом уже нет ничего странного - времена меняются неузнаваемо.

Ждём Вас на нашем канале Политика и экономика Politus, где публикуются дополнительные статьи, не размещенные на этом сайте

 

США покидают ЮНЕСКО из-за её антиизраильской позиции и положительного отношения к Палестине

Следующая

Что стоит за прессингом Израиля в международных организациях

Предыдущая

1 комментарий

  1. Воевода 16 октября 2017 в 17:50

    Безусловно, что даже два года назад союз Сербии и Турции был чем-то немыслимым!


Оставить комментарий