ВХОД

Забыли пароль?
 

Крах американского образования или почему технические отрасли США ничего не стоят без азиатов и индусов

Экономика Sved 25.08.2020 0 671 3

Как получилось, что наличие в США около 4 тысяч университетов не позволяет обойтись без сотен тысяч иностранцев… Скатились к тому, к чему так долго и упорно следовали. Стратегические отрасли отправлены на аутсорсинг за рубеж. Бюрократы бессовестно тратят деньги налогоплательщиков. Но, конечно, виноват во всем Трамп.

Об этом  рассуждает Игорь Юдович, не понаслышке знающий о США, и сделавший данный обзор по материалам американской печати.

Сначала о проблеме, которая на первый взгляд как будто бы не связана с темой статьи.

Представитель одной гигантской компании в Силиконовой Долине рассказал о проблеме номер один, а именно о запрете Трампа на наем новых Ай-Тишников из Китая и Индии. И о том, что те сотни тысяч китайцев и особенно индусов, что уже работают в Долине, смертельно боятся уехать домой в отпуск. Они боятся, что их не пустят обратно. Люди сидят на чемоданах, многие уже с билетами, и не знают, что им делать.

В США около 4 000 высших учебных заведений. Приблизительно в половине из них существуют какие-то аналоги кафедр математики, физики и, особенно, компьютерных наук. Эти университеты ежегодно  в очень больших количествах выпускают специалистов-компьютерщиков.

Это не удивительно. По законам капитализма так и должно быть:, поскольку зарплаты Ай-Тишников на сегодня выше остальных - средняя по Долине около $ 100 тысяч. Почему же в таких количествах надо нанимать китайцев и индусов?

По своему опыту работы знаю, что уровень программистов и прочих Ай-Ти (хай-тековских) специалистов из Индии, равно как из других стран, не выше среднего. Так в чем же причина паники в Долине?

Вразумительного ответа нет. Но есть варианты. Например, российские эмигранты из Ленинграда, приехавшие в США в 40 и 30+ лет, и достигнувшие успеха, дают свое почти одинаковое объяснение: "университеты выпускают болванов". Возможно их ожидания существенно завышены в силу собственных неординарных способностей, успехов и черт характера. Но, что-то здесь не так.

Ведь умных и талантливых людей много. Может быть дело в американских университетах и в их проблемах?

Университеты в США делятся на два основных типа: частные и так называемые государственные. Среди лучших подавляющее большинство частных. В первой двадцатке, как правило, все частные. Государственные в основном штатные, то есть под финансовой крышей и регулировкой штатного начальства.

Вот что говорит преподаватель университета, профессор математики университета в нашем штате Калифорния.

"В начале 90-х в каждой группе было 3-4 человека, в основном евреи, с которыми можно было работать, которые приходили подготовленные и которые хотели чему-то научиться. Через десять лет в каждой группе было 3-4 человека, в основном китайца, которые… и так далее. Сегодня не осталось никого. Уровень подготовки при поступлении примерно равен уровню троечника 10 класса советской школы".

Это не самый выдающийся, но огромный университет с около 30 тысяч студентами в большом городе самого денежного штата страны.

Каждый год университеты только одного штата выпускают около 200 тысяч человек. Теоретически специалистов, но специалистов ли?

Или университеты являются просто инструментом для выкачивания денег?  Ведь стоимость образования, начиная с 1980-х годов, выросла в несколько раз.

Если принять во внимание, что университеты выпускают специалистов, то как можно объяснить следующее:

- 71 % хай-тековских работников в Силиконовой долине родились за границей;

- 63 % хай-тековских работников в Сиэтле, очень крупном центре компьютерных технологий - не американские граждане, в основном обладатели визы Н-1В.

Куда скатилась американская система образования или почему технические отрасли США ничего не стоят без азиатов и индусов


Как в эти данные вписывается замечательное американское университетское образование? Почему компании отдают предпочтение не выпускникам-американцам, а иностранцам? При этом компании намеренно несут дополнительные расходы на оформление и поддержание визы. Это около $ 10-11 тысяч на человека.

Я надеюсь, читатели понимают, что речь идёт об американских компаниях на американской земле, где рядом сидящие инженеры одного уровня профессионализма из Индии и из Индианы получают одинаковую зарплату.

Вероятнее всего, проблема кроется в качестве образования и последствиях аутсорсинга.

Скандал с самолётами Боинга, которые "проектировали клоуны, а руководили проектом мартышки" известен сегодня всем. Скандал с космической программой Боинга на деньги налогоплательщиков разгорается только сейчас, но он ещё серьёзнее.

А чего стоит "революционная" военная программа, целью которой было строительство 55 кораблей нового типа в 1990-х, и скандально провалившаяся после строительства 15 уже никому не нужных судов.

Это достаточно известная история среди военных специалистов. В программе участвовали действительно лучшие на сегодняшний день военные корпорации с очень громкими именами и с выдающимися специалистами.

Однако проблема оказалась не только в некачественных инженерно-конструкторских идеях, не только в неадекватном мышлении бюрократов министерства и промышленности, не только в удивительно небрежном проектировании, но и в том, что после всех мыслимых и не мыслимых задержек и перерасхода бюджета, редко какой из кораблей, находящихся на службе ВМФ, добирается до порта приписки своим ходом.

Даже производство сравнительно мелких кораблей оказалось сегодня не под силу заводам-изготовителям (верфям).

В мае 2017 военному флоту США официально передан новый и самый передовой по идеям и заложенным в нем возможностям авианосец "Джеральд Форд" (100 тысяч тонн грузоподъёмность, 337 м длина, 78 м высота).

Официально считается, что передача состоялась всего на 18 месяцев позже намеченного срока. Он обошёлся "всего" на $ 2.5 млрд дороже проектного бюджета - $ 12.99 млрд вместо $ 10.5 млрд.

В июле 2020 года прошло три года со дня передачи корабля военным. Что же мы имеем?

Перерасход, как бы он не был велик, сам по себе уже ничего не значит. Корабль до сих пор не получил необходимых сертификатов годности из-за многочисленных принципиальных проблем с турбо-генераторами, системой электро-магнитного запуска самолётов, системой торможения-остановки самолётов, лифтами для подъёма самолётов из ангара и подъёма вооружения (только 5 из 11 лифтов удалось запустить)… За отладку неработающего оборудование Флот платит из операционного бюджета, который должен быть потрачен на реальную эксплуатацию этой дорогой игрушки.

На сегодня во Флоте считают, что смогут вывести авианосец "на работу" в океан в 2022 году, но специалисты в это не верят, так как критические испытания на “shock trials” еще впереди, а всё указывает на то, что электромагнитные системы запуска самолетов его не выдержат.

Но это все “мелочи” в сравнении с настоящей проблемой.

Суть авианосца в том, чтобы нести на себе самолеты. Еще проще: чтобы довезти на себе самолеты как можно ближе к театру боевых действий, чтобы они эффективно отработали по своим целям на поле боя. Поскольку у самолетов для выполнения боевой задачи есть определенная известная дальность полета, то авианосец должен более-менее длительное время находится на необходимом расстоянии от берега предполагаемого противника.

Самолеты с грузом должны взлететь, выполнить свою работу, вернуться назад, перезаправиться, перезагрузить оружие (ракеты, бомбы) и заново улететь выполнять свою боевую задачу. Большая часть самой дорогой в истории человечества военной программы - создания и производства самолетов F-35 - была задумана именно для авианосцев. Под характеристики флотского F-35С авианосец должен находиться в районе 500 миль от берега предполагаемого противника.

Предполагаемый противник для ВМФ США в настоящее время один - Китай. Так вот, сегодня ни один из американских авианосцев  не может сравнительно безопасно находиться на таком расстоянии от берега Китая.

Это настолько не безопасно, что вопрос даже не обсуждается. Китай за последних 20 лет создал эффективное оружие “отгона” авианосцев, поэтому реальное, более-менее безопасное расстояние сегодня равно 1000 миль. Сегодня у американцев нет защиты от китайских противокорабельных ракет DF-21 и DF-26. Что делает много сотен миллиардную программу создания F-35С по факту выброшенными деньгами. В условиях невозможности выполнения кораблями прямой военной задачи флотское начальство вынуждено оставило за авианосцами “контроль” за морями. И на том спасибо.

Забудем на минуту все описанные проблемы и примем на веру, что все на корабле спроектировано и работает замечательно. Почему, однако, авианосец "Джеральд Форд" получился таким дорогим? Здесь тоже много причин.

Начнем с того, что в американской гражданской экономике не осталось ни одного прокатного стана, способного производить сталь нужного качества для корпуса современного большого военного корабля. В военной промышленности они еще пока есть. Но передача Америкой на аутсорсинг проектирования и строительства новых станов еще в 90-е, естественно, оставил страну без специалистов.

Очевидно, что проектирование стана для прокатки высокопрочной стали толщиной до 100 мм (а для подлодок еще более толстой, да к тому же титановой) намного сложнее, чем написать приложение для Ай-Фона. Таких специалистов за день и за год не приготовишь. Ломать - не строить: школы специалистов уничтожены и их уже, наверно, не восстановить.

Сталь, однако откуда-то берется. Да, ее в США завозят из Китая, Тайваня, Европы, возможно, из Тьмутаракани. Ее еще делают на военных предприятиях… но без конкуренции, без новых технологий, на старом оборудовании она получается дорогая. Но это не беда. Ведь налогоплательщик сильно разбогател на дешевых китайских рубашках и вьетнамских тапочках, он заплатит.

Хуже другое. При проектировании авианосца перед разработчиками и флотом стоял принципиальный вопрос: делать его на атомных реакторах или на традиционных тепловых (нефтяных) котлах? Флот из-за десятка серьезных, объективных причин настаивал на традиционных, гораздо более дешевых и надежных в производстве и эксплуатации. Однако…

Однако выяснилось, так и хочется написать - неожиданно, что в стране Соединенные Штаты Америки больше не проектируют и не строят такие котлы. Совсем. Их при всем желании негде взять. А также, опять неожиданно, не проектируют и не строят корабельные турбины высокого давления. А ведь их чуть ли не столетие строили в США, чем в любой другой стране мира. Оказалось, опять неожиданно, что их тоже того - аутсорснули.

В этом месте повествования пришла мысль об американской большой энергетике. Той самой, на которой в отличие от солнца, ветра и коровьего дерьма, держится американская экономика. Той самой, которая состоит из больших тепловых электростанций с очень большими турбинами, генераторами, котлами и трансформаторами высотой с трехэтажный дом.

И вспомнил, что проектировщики новых станций - как всегда неожиданно - узнали, что, к примеру, трансформаторы высотой даже с двухэтажный дом больше в США не проектируют и не производят. И что, если кому-то взбредет на ум построить большую электростанцию, то надо вставать на очередь, лет на 6-8, пока на Тайване или во Франции тебе такой трансформатор построят. Если захотят. А могут и не захотеть, самим не хватает. Вот Китай еще подумает, но скорее всего не даст.

Так что на авианосец пришлось ставить два дорогущих атомных реактора, а значит удорожать всё защищающее их атомную начинку, в том числе и от всяких военных летящих и плывущих железяк. А с этими атомными реакторами и защитой авианосец автоматически еще миль на 200 отодвинулся от берега нашего главного партнера по аутсорсингу.

Итак, имеем около 4 тысяч университетов, но нанимаем и не можем обойтись без сотен тысяч иностранцев, включая специалистов из страны предполагаемого главного военного противника. Имеем своих специалистов, выпускников своих университетов (в военной промышленности не граждане СШАне работают), которые известны своим бездарным проектированием и неумением посмотреть на шаг вперед.

Имеем стратегические отрасли промышленности, которые аутсорснули за рубеж, в том числе в страну предполагаемого военного противника номер один. Имеем бюрократов, которые лучше всего известны бессовестной тратой денег налогоплательщиков.

В общем, имеем то, к чему долго шли. Наконец, дошли. Имеем, то, что имеем. Хотя, конечно, виноват во всем Трамп.

В продолжении темы повествование от человека, разместившего вышеуказанную отповедь Игоря Юдовича на сайте Aftershock.

Как бывший американский и израильский профессор, хочу прокомментировать. Так же как нет ничего плохого в том, что израильские тоннели строят китайцы, нет ничего и плохого в постоянном импорте мозгов из Азии. Смешно сравнивать качество преподавания и уровня студентов в Стэнфордском Университете и в Тель Авивском Университете. Достаточно сравнить экзамены студентов на первую степень, что я и делал в мою бытность преподавания в Тель Авиве.

Конечно, большинство университетов Америки вообще ничему не обучает. Это просто отдельный бизнес цель которого взять деньги у родителей за 4-х летнее времяпрепровождение детей. Вся система образования вкладывает деньги в маркетинг учебы и создала в Америке атмосферу, что образование нужно всем.

40 % выпускников  школ получает какие-то дипломы университетов. С точки зрения бизнеса ничего плохого в этом нет - это такой же сервис как маникюр или кино - занятие для дающего и получающего сервис.

Я впервые познакомился с американской системой образования в конце 70-х годов прошлого столетия когда я с моим профессором Карлиным кочевал в рамках моего доктората между институтом Вейцмана в Реховоте и Стэнфордским университетом в Пало Альто. Стэнфорд и тогда и сейчас стабильно входил в тройку лучших университетов Америки (и всего мира).

Уже тогда было ясно, что система школьной подготовки развалилась полностью, а обучение в колледжах и университетах шаг за шагом разваливалось уже на моих глазах.

В частности, в Пало Альто (университетском городке с примерно 20 тысячами преподавателей университета и центрами нескольких самых передовых компаний в США) было только несколько маленьких классов в которых еще преподавали математику, а мой знакомый физик (израильтянин) жаловался, что он не нашел ни одной школы в радиусе 20 миль (дальше он не искал) в которых преподавали бы физику (для его детей).

Во вступительном экзамене по математике в Стэнфорд была такая задача: 2 пирога разрезали на 8 частей каждый и разделили поровну между 4 студентами. Сколько кусков получил каждый студент?

После того как эту задачу решили только 30 % абитуриентов, ее решили упростить. Новый вариант на следующий год звучал так: 2 пиццы разрезали на 4 части каждую и поделили поровну между 4 студентами. Сколько кусков получил каждый студент?

Этот вариант решили 25 % абитуриентов. После этого экзамен по математике для факультетов математики и физики был отменен.

А тогда компьютерных факультетов еще не было, и вся Кремниевая Долина вышла из нескольких компьютерных проектов на факультете математики в Стэнфорде.

Еще история несколько лет спустя. Один мой соученик по окончании доктората поехал в Штаты на постдокторат. Его приняли в один из ведущих университетов Техаса. На первом курсе несколько сот студентов, из которых только один учил какую-то арифметику в школе.

К первому экзамену мой друг заранее дал студентам все вопросы которые будут на экзамене и объяснил все решения. В результате только несколько студентов получили удовлетворительную оценку, остальные с треском провалились. Декан вызвал моего друга и спросил его, чем он так недоволен и почему решил уйти из университета прямо после первого семестра.

Володя сказал, что он всем доволен и уходить никуда не собирается. "А за чей счет я буду платить вам зарплату", - спросил декан, "Вы только что завалили всех студентов моего факультета".

Володя немедленно исправил всем оценки и все дружно продолжали учиться и благополучно получили степень бакалавра.

Но тогда еще на степень магистра был серьезный отбор, хотя проходили его в основном иностранцы, а вот докторат там и сегодня один из лучших в мире. Вот только урожденных американцев, из тех что имеют право стать президентами США, среди них практически нет.

И достаточно посмотреть фотографии сборных США на международных олимпиадах - там практически одни азиаты, даже евреев уже нет, а они еще какое-то время держались.

Такие вот дела.

Экономика Sved 25.08.2020 0 671 3
 

Знакомьтесь, BlackRock - мировой финансовый спрут, о котором вы могли не знать

Следующая

Как страх и неопределенность стимулируют спрос на золото

Предыдущая

0 комментариев

Оставить комментарий