ВХОД

Забыли пароль?
 

Структурный дисбаланс еврозоны как неизбежный крах единой валюты евро

Экономика Politus 4.06.2018 1 516

Ключевой дисбаланс экономики Евросоюза определяет экспорт Германии, которая генерирует огромный профицит собственной торговли и большой торговый и бюджетный дефицит ее торговых партнеров, особенно Португалии, Италии, Ирландии, Греции и Испании, - считает Charleshughsmith.

Экспорт Германии примерно равен экспортным показателям Китая ($ 1,2 трлн), хотя население Германии (82 млн человек) составляет всего 6% от 1,3 миллиарда китайцев. Германия и Китай являются ведущими мировыми экспортерами, а США занимают только третье место.

Ориентация Германии на экспортный потенциал ставит ее развитие в зависимость от покупки ее контрагентами немецких товаров и услуг. Это характерно для большинства экспортно зависимых стран, таких как Китай, Япония, Германия, Тайвань и Нидерланды, создающих большие торговые профициты.

Во время роста экспорта Германии до 65% в период 2000-2008 гг. внутренний спрос, напротив, приблизился к нулю. Без сильного роста экспорта развитие экономики Германии было бы остановлено.

Нидерланды также являются крупным экспортером с положительным сальдо торгового баланса в размере $ 33 млрд, хотя его население насчитывает всего лишь 16 млн. человек.

Страны-потребители германско-голландских товаров, наоборот, испытывают дефицит не только текущего торгового счета, но и рост государственного долга. Например, Италия имеет дефицит торгового баланса в размере $ 55 млрд при дефиците бюджета в размере около $ 110 млрд. Общий государственный долг составляет 115,2% ВВП.

Испания с населением в половину жителей Германии имеет годовой торговый дефицит в размере $ 69 млрд и ошеломляющий дефицит бюджета в размере $ 151 млрд. Государственный бюджет этой страны на 23% находится под долговой нагрузкой.

По мнению архитекторов  зоны евро, введение единой европейской валюты должно было повысить эффективность за счет изъятия издержек в разнообразии валют европейских стран. Однако пагубное игнорирование базовой эффективности экономики каждой страны сыграло роковую роль.

Уровень щедрой немецкой заработной платы усилиями правительства Германии, промышленников и профсоюзов сохранялся примерно на том же уровне за счет сокращения производственных издержек, даже когда вырос экспорт продукции. В результате затраты на рабочую силу на единицу продукции выросли  в Германии в период 2000-2009 гг. всего на 5,8 %. В то же время эквивалент затрат на рабочую силу в Ирландии, Греции, Испании и Италии вырос примерно на 30 %.

Таким образом, введенное в обращение евро обеспечило Германию эффективным конкурентным преимуществом. В результате поставляемые немецкие товары являются более дешевыми, чем аналогичные товары, выпускаемые европейскими странами для внутреннего потребления.

Иными словами, уменьшая издержки производства, Германия стала более эффективной, чем ее соседи по еврозоне. Фактически Берлин де-факто спровоцировал девальвацию в еврозоне, снизив затраты на рабочую силу для производства своих товаров.

У евро есть еще одно обманчиво вредное последствие: общая сила валюты позволяет странам-должникам быстро расширять свои заимствования по низким процентным ставкам. По сути, евро маскирует внутренние недостатки стран-должников.

Такой подход только увеличивает дефицит тех стран, чья экономика попала в зависимость от дутых активов на рынке жилья, как то произошло в Ирландии и Испании, одновременно обрушив количество собираемых налогов.

До введения евро, когда чрезмерное потребление начало препятствовать росту зависящей от импорта потребительской экономики, дисбаланс мог быть скорректирован путем изменения стоимости национальной валюты. Такое уменьшение стоимости местных валют позволяло восстановить баланс спроса и предложения относительно кредитных задолженностей между странами-производителями и странами-потребителями.

Если бы сегодня не было евро, то греческая драхма падала бы в цене по сравнению с немецкой маркой. В связи с этим с повышением стоимости немецких товаров греки стали бы покупать меньше немецких товаров в пользу своих греческих. Торговый дефицит Греции сократился бы, а кредиторы потребовали бы повышения ставок по государственным облигациям Греции, что фактически оказало бы давление на правительство и привело бы к сокращению его заимствований и расходов. Ситуация сложная, но не критическая.

Однако теперь, когда все 16 стран заперты в единой валюте, девальвация евро для обеспечения нового равновесия невозможна. Этот фактор ставит перед Германией практически невыполнимую задачу.

Берлин должен найти возможность спасения своих "стран-клиентов", которые использовали евро для чрезмерного потребления немецкого продукта.

Жители Греции, Италии, Испании, Португалии и Ирландии сталкиваются с эффектом сокращения государственных льгот, направленных на перераспределение бюджетов своих национальных экономик.

Очевидно, что существующие глубокие структурные диспропорции не могут быть решены с помощью стандартных средств поддержки.

Результат очевиден: с серьезной неплатежеспособностью столкнется либо европейский экономический локомотив - Германия, либо завязанные на потребление ее продукции страны-импортеры, они же - ее должники.

В свое время Германия помогала им держаться на плаву, выкупая их государственные облигации. По данным BusinessWeek, немецкие банки владеют токсичными облигациями этих стран на сумму почти в $ 250 млрд. При этом дальнейший выкуп этих ценных бумаг уже невозможен.

Далее - либо дефолт должников и их вечное и постоянное спасение за счет Германии, либо провал экспорта немецкой продукции.

Выход - отмена единой валюты.

Ждём Вас на нашем канале Политика и экономика Politus, где публикуются дополнительные статьи, не размещенные на этом сайте

 

Трамп ударил по своим вассалам и ввел импортные тарифы на металл для ЕС, Канады и Мексики. Вассалы пребывают в шоке

Следующая

Торговые битвы Трампа на многих фронтах ведут к всеобщему упадку, включая и самих США

Предыдущая

1 комментарий

  1. Воевода 4 июня 2018 в 13:15

    Это проблема не только Европы, но и всех экспортно ориентировочных стран. Сейчас этим вопросом активно занимаются в Китае, увеличивая внутренне потребление. Китайцы понимают, что снижение покупательной способности в странах-импортерах приведет прежде всего к проблемам в самом Китае


Оставить комментарий