Российские власти рассматривают возможность введения контрсанкций против США, в число которых входит прекращение поставок авиационных комплектующих, произведенных из титанового сплава. Одной из целей является корпорация Boeing.
Данная тема достаточно серьезна, а поэтому стоит рассмотреть ее более подробно, точнее понять насколько мощным будет такой экономический удар для авиационной промышленности Америки.
По данным за прошлый год 40 % российской авиационной продукции было отгружено Boeing и 60 % европейскому Airbus.
Производство уникальных составляющих для самолетов расположено в уральской Верхней Салде (ВСМПО-АВИСМА). Это совместное предприятие, где применяются совершеннейшие и, при том, уникальные технологии, права на которые принадлежат российской стороне.
Следует особо отметить, что на Запад поступает не металл, а готовые комплектующие. Это очень важное примечание.
Ведь дело не в диоксиде титана и не в самом титане, как металле. Дело именно в сертифицированной технологии изготовления сертифицированных деталей. Даже если завтра любая другая страна предложит на мировом рынке некие авиадетали и узлы, то всё равно авиационная корпорация не сможет их поставить на свои изделия, поскольку потребуется проведение их строжайшей сертификации.
К примеру, в России изготавливаются детали шасси. Нет необходимости рассказывать о масштабе катастрофы, если вдруг на лайнере при взлете или посадке обломится несертифицированное шасси или от него отвалятся колеса.
Именно поэтому произвести такие узлы совсем не просто в силу очень сложной технологии. Для этого в первую очередь требуется огромное количество энергии. Непросто добиться уникальной лигатуры с редкоземельными металлами и сплавами. Это касается и минерализации воды со строго определенным количество в ней ионов хлора и многое другое.
Технология литья и охлаждения - сложнейшее исторически чисто русское изобретение, а школе русской металлургии насчитывается уже как минимум 200 лет.
Производство титановых сплавов и деталей из него является уникальным. В СССР его начали осваивать с начала 50-х годов. Это совсем не простое производство, требующее огромных человеческих, научных и производственных затрат, освоить которое могло только очень "высокотехнологичное" государство.
У нас не только льют нужный по качеству сплав, но и прокатывают его, штампуют из него детали, сваривают, фрезеруют и шлифуют. Титан очень сложно поддается механической обработке. Для этого твердосплава требуются особые режимы резания, поскольку он может просто загореться. Во избежание этого применяются особые охлаждающие жидкости.
Основы этой технологии достались нам в наследство от СССР, но и сейчас над развитием этого направления работают многие российские конструкторские бюро и институты.
После создания авиационной детали проводится исследование прочности изделия на сжатие, разрыв и растяжение, с его продувкой в сверхзвуковой аэродинамической трубе, которые есть только у России и США. Китай, к слову, такими испытательными стендами не обладает.
Получив авиационную деталь из России со строго определёнными (и гарантируемыми) механическими свойствами рабочим Boeing и Airbus остаётся только провести необходимые доводки и установить её на самолёт.
Комплектующие ВСМПО-АВИСМА очень важны для мировых авиапроизводителей, поскольку заменить их по указанным выше причинам совсем не просто., а в ряде случаев и невозможно.
Кроме того аваикорпорации связаны сроками на поставку летной техники. Испытания изделий нового поставщика займут не один месяц. Тоже касается и сертификации, без наличия которой не будет допущен к эксплуатации ни один самолет. А контрактами за срывы сроков поставок готовых лайнеров предусмотрены штрафные санкции, которые придется платить тому же Boeing.
Ко всему прочему задержка в поставках резко ударит по ценным бумагам корпорации, что ухудшит ее финансовое положение.
Следует понимать, что Boeing - системообразующий актив в США, едва ли не единственный гигант реальной экономики. И создание ему "временных трудностей" может подкосить много смежников.
Однако существует и обратная сторона медали. Прекращение поставок ВСМПО-АВИСМА американцам - оружие судного дня, способное существенно снизить интенсивность воздушных перевозок во всем мире. Это затронет и российские авиакомпании, которые пользуются продукцией той же корпорации.
Под удар попадут и наши производители титановых деталей, поскольку они потеряют рынок сбыта. Поэтому перед принятием окончательного решения следует предварительно переориентировать их на иные рынки - в идеале - на российских заказчиков.
Статья скомплектована из комментариев читателей ресурса Aftershock: отсюда и отсюда, за что им - огромная благодарность.
Ждём Вас на нашем канале Политика и экономика Politus, где публикуются дополнительные статьи, не размещенные на этом сайте
1 комментарий