Политус.ру / Западный прагматичный взгляд на конфликт в Нагорном Карабахе

Западный прагматичный взгляд на конфликт в Нагорном Карабахе

Следует помнить, что эффективное армянское лоббирование на Западе носит двусторонний характер. Армяне всегда гордились эффективностью своих центров влияния во Франции, а с недавних пор и в США. Однако ситуация сложилась так, что теперь они также являются центрами американского влияния в Закавказье.

Азербайджан постепенно, но последовательно покидающий сферу влияния Америки, вновь противостоит Армении, которая два года назад оказалась в американской зоне или, по крайней мере, вплотную приблизилась к ней.

Турция и Россия

Доминирующая цель США - вызвать острое российско-турецкое столкновение.

В этих целях американцы пытаются усилить разногласия интересов двух держав как в Сирии, так и в Ливии, а теперь и на Кавказе. Конфликт между Турцией и Россией даст американцам свободу действий на всех фронтах, где им недавно пришлось отступить. Такой конфликт не только рассредоточит российские силы, но и заставит Турцию помимо ее желания вернуться к своим обязательствам в отношении НАТО, от которых она до сих пор постепенно освобождалась.

Главным бенефициаром острого конфликта в Карабахе остается Вашингтон. который все еще сохраняет некоторое влияние в Азербайджане и имеет новые связи и позиции в Армении. Он хочет без особых усилий разжечь полномасштабную войну, надеясь распространить ее за пределы региона.

Защитить мир, ослабляя НАТО

Отдельный вопрос - традиционно близкие армяно-французские отношения. Конечно, армяне считают себя группой, влияющей на французскую политику, но Франция также считает Армению если не непосредственно частью своей зоны интересов, то, безусловно, ценным инструментом влияния в регионе.

Влияния, прежде всего, на Турцию, с которой республика Макрона находится в интенсивном геополитическом споре: ранее в Сирии, теперь в Ливии и в ситуации с Грецией. Именно Турция является центробежной силой, разрушающей блок НАТО. Это соответствует интересам некоторых европейских стран, для которых ослабление атлантических связей является надеждой их национального существования.

Сегодняшняя Турция является освободительным центром и важным элементом формирующейся многополярности. Не случайно Армения избрана на роль антитурецкого препятствия. Когда Азербайджан играл роль проамериканской силы в Закавказье, его обхаживали. Сегодня же, когда Баку постепенно примиряет на себя роль независимого регионального игрока, Западу нет смысла мешать в этом. Даже наоборот.

Спасет ли Россия мир?

Роль России в этой истории, несомненно, имеет решающее значение, поскольку как и в Первой мировой войне именно Москва и Анкара являются главными целями западных геополитических комбинаторов.

В отличие от обычно примитивных и вдобавок устаревших взглядов, преобладающих в Европе, Российская Федерация не обязана оказывать Армении какую-либо поддержку в конфликте, ограниченным Нагорным Карабахом, равно как и других регионах мира.

Сегодня даже сама Армения, по крайней мере формально, не признает юридическую субъективность Арцаха. С международно-правовой точки зрения этот вопрос регулируется резолюциями ООН. Поэтому и Москва формально считает спорный регион частью Азербайджана, призывая обе стороны разрешить конфликт мирным путем.

Западный прагматичный взгляд на конфликт в Нагорном Карабахе

Армения является участником Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), но не может касаться карабахской проблемы. Более того, за последние два года после цветной революции 2018 года, Ереван ослабил свои связи со своими постсоветскими партнерами, все чаще обращаясь к Восточному партнерству, курируемому американскими ястребами, от которого, в свою очередь, все больше дистанцируется Баку.

Таким образом Москва никоим образом не связана с этим конфликтом. Наоборот, прекрасно понимая реальную подоплеку и цели последних событий, может вполне искренне призывать к немедленному умиротворению. И здесь политика Владимира Путина также полностью соответствует интересам Европы.

Боевые действия в Нагорном Карабахе происходят с определенной регулярностью, обычно с десятками, а иногда и сотнями погибших и сдвигами на несколько сотен метров демаркационной линии в основном в буферной зоне вокруг Арцаха, контролируемой армянскими силами.

Однако на этот раз ставки значительно выше. Не в последнюю очередь из-за будущих турецко-российских отношений, но также и в вопросе геополитической принадлежности Армении. В свою очередь затрагивается и стратегическое положение Ирана. Кроме того, существует ряд других обстоятельств с далеко идущими геополитическими последствиями.

Такие прокси-войны являются отличительной чертой переходного геополитического периода, в котором мы сейчас находимся. Новый мировой порядок точно не определен. Однако мы приближаемся к нему с каждым шагом. Мы чувствуем его близость, но до сих пор не можем угадать, на что он будет похож.

Что нужно оценивать при принятии стратегических решений относительно ситуации в Арцахе.

1. Большинство жителей бывшей Нагорно-Карабахской автономной области Азербайджана - этнические армяне, которые стремились отделиться от Баку, чтобы присоединиться к соседней титульной нации.

Возникший в результате конфликт привел к занятию региона армянскими вооруженными силами. Армения распространила свое влияние и на часть некоторых прилегающих районов, которые в бытность существования СССР никогда не были частью бывшей автономной области.

По сей день ни одна страна в мире, включая Армению, официально не признает Нагорный Карабах "независимым". Хотя премьер-министр Армении Пашинян намекнул, что он мог подумать об этом. Международное сообщество единодушно признает тот факт, что Нагорный Карабах является частью Азербайджана, несмотря на то, что он в основном населен этническими армянами.

2. Четыре резолюции СБ ООН ( 822 , 853 , 874 , 884) требуют от Армении вывести свои вооруженные силы из Азербайджана, что она по сей день отказывается делать по вполне понятным и объяснимым причинам - защита армян от возможного геноцида.

Азербайджан согласно данным резолюциям обладает законным правом на свою защиту и выводу иностранных вооруженные сил со своей земли.

Поскольку в нарушении решений СБ ООН Армения присутствует на международно признанной азербайджанской территории, то ее могут признать агрессором.

3. Россия и Армения являются союзниками по взаимной обороне в рамках ОДКБ, но Москва не признает Нагорный Карабах чьим-либо, кроме территории Азербайджана.

Следовательно, гарантии безопасности Армении ограничиваются только защитой от иностранной агрессии ее международно признанной территории, а не вмешательством в Нагорный Карабах.

Не следует забывать, что Россия также является членом того же СБ ООН, который четыре раза голосовал за требование ухода Армении с территории Азербайджана.

Таким образом, ОДКБ имеет значение только постольку, поскольку служит сдерживающим фактором для турецкого военного вмешательства против Армении при поддержке Азербайджана или нападения Азербайджана на международно признанную территорию Армении в рамках контрнаступления.

Но даже тогда Анкара и Баку могут утверждать, что они предпринимали превентивные меры (смотри на Израиль), чтобы остановить агрессию Армении против их собственных территорий, создавая тем самым правовую дилемму для Москвы.

4. За последнее десятилетие Турция  стала намного более агрессивной, следуя своей "неоосманской стратегии".

На данный момент Анкара участвует в широком спектре конфликтов: Ирак, Сирия , Кипр, Греция, Ливия. Она и не заинтересована быть втянутой в другие. Тем более со страной, являющейся союзником России по ОДКБ.

Турция не хочет стать участницей армяно-азербайджанская войны в логике прокси-войны между ОДКБ и НАТО, которая может перерасти в прямую.

Турция является близким стратегическим партнером России, несмотря на периодические различия в подходах к некоторым региональным вопросам. Обе страны тесно сотрудничают по широкому спектру вопросов, включая С-400 и энергетический сектор.

Ставить под угрозу эти отношения и быть разменной американской монетой в случае войны между ОДКБ и НАТО только ради восстановления славы имперской эпохи - нерационально.

5. Азербайджан продает свои энергоносители Израилю и закупает у него военную технику. Но у Армении также довольно хорошие отношения с Тель-Авивом. Армения открытия там свое посольство, хотя ранее обещала никогда этого не делать.

Не получив ничего существенного взамен, Ереван таким способом проложил путь в Израиль своим влиятельным лоббистам.

Став бесспорно доминирующим партнером в этих отношениях Израиль будет сам решать, насколько ему выгодно открывать антитурецкий фронт.

Пока Израиль не сказал своего последнего слова, но его позиция будет влиять на ситуацию. 

Мы осознаем, что в любой момент каждый локальный конфликт может принять региональный, субрегиональный или даже глобальный характер. Именно поэтому надо крайне внимательно оценивать ситуацию и принимать только рациональные решения.

Источники информации здесь и здесь

30 сентября 2020
Вернуться назад