ВХОД

Забыли пароль?
 

Хорватско-словенский спор имеет далеко идущие последствия для единства Евросоюза

Аналитика Luxery 26.07.2017 1 847

Словения и Хорватия - это две крошечные страны, которые большинство жителей планеты не смогут найти на карте, хотя они становятся все более важными в контексте европейской геополитики и отношений между блоками двух все более расходящихся лагерей. Оба государства являются членами ЕС и НАТО.

Два этих  государства вошли конфликт друг с другом по поводу морских прав и продаж вина. Однако при этом, в отличие от Хорватии Словения считает, что ее основные национальные интересы находятся под угрозой, - пишет Andrew Korybko.

Балканское препирательство

В конце прошлого месяца Постоянная палата третейского суда вынесла необязательное решение в пользу Словении, которая предоставило Любляне тонкий морской коридор в заливе Пиран для выхода в международные воды в центральной части Адриатического моря. Хорватия немедленно отвергла это решение на том основании, что Загреб считает, что судебный процесс был предвзятым и настаивает на двусторонних переговорах.

Словения же уверена, что переговоры между странами ни к чему не приведут, поэтому вынесла решение проблемы на международный уровень.

Словения, с ее узким участком береговой линии, считает данное решение своей важной стратегической победой. Хорватия, уже контролирует широкую полосу Адриатического моря и не потеряет каких-либо значительных преимуществ для своей экономики или геополитического положения от того, что Словения сможет использовать этот морской коридор. Тем не менее, без него Загреб мог бы сохранить символическое подобие контроля над своим меньшим северным соседом.

Хорватско-словенский спор имеет далеко идущие последствия для единства Евросоюза

Еще одно возможное объяснение может заключаться в том, что Хорватия стремится поддерживать святость национального суверенитета при решении вопросов на двусторонней основе, а не привлекать международные институты для разрешения споров.

Говоря о второй насущной проблеме раздора между Словенией и Хорватией, Любляна только что объявила, что она обратиться в суд из-за использование Загребом марки вина Teran, поскольку это вино и само название марки является национальной собственностью Словении.

Любляна считает, что экспроприация Загребом вина и марки будет иметь серьезные последствия для гораздо меньшей экономики Словении.

Эти спорные вопросы ставят обе страны в разные позиции по отношению к ЕС. Словения хочет, чтобы блок поддержал Словению, заставив Хорватию признать решение Постоянной палаты третейского суда, одновременно предъявив иск Европейскому Союзу за попустительство Хорватии при использовании ею юридических лазеек, которые позволяют Загребу продавать вино Teran в качестве своего собственного.

Соответственно, Хорватия выступает против вмешательства ЕС в то, что, по его мнению, является строго двусторонними спорами. Обе страны хотят перетянуть ЕС на свою сторону.

Междуморье

Спорные проблемы между Словенией и Хорватией, разворачиваются в контексте континентально-революционного проекта под названием «Междуморье». Общая идея проекта заключается в том, что Польша воскресила свою давнюю мечту объединить государства между Балтийским и Черным морями. Только в сегодняшней интерпретации в этот блок решено включить Адриатику, привлекая Хорватию и Словению.

Однако с Междуморьем и Балканами не все так просто. Загреб является частью исторической венгерской сферы влияния, в то время как Любляна является одним из "уравновешивающих" государств и имеет прекрасные отношения с США, ЕС и даже Россией. Это дает возможность Словении участвовать в Междуморье, не проявляя чрезмерной антагонистичности ни к кому.

Каждая из этих двух стран важна для проекта по вполне конкретным причинам. Однако для Междуморья Хорватия и Словения интересны как противопоставление ЕС.

Несмотря на то, что Междуморье официально «нейтрально», проект создается в польских и венгерских интересах для реформирования ЕС в более децентрализованный союз.

Совместные франко-германские гегемоны ЕС хотят централизовать блок, превратив его в полномасштабную диктатуру, как средство противодействия региональному расколу, который продвигает польско-венгерский альянс. Оба лагеря борются за союзников, чтобы продвигать в ЕС собственные повестки дня. Этим объясняется почему Варшава предусмотрительно разработала свой новый проект Междуморье как можно более всеобъемлющим, с тем чтобы успешно собрать 12 стран в Центральной и Восточной Европе.

Однако амбициозные планы Польши по объединению великой коалиции для реформирования ЕС могут споткнуться об разрыв между двумя западнобалканскими странами. В зависимости от того, что произойдет между Хорватией и Словенией, проект Междуморье будет либо усилен, либо ослаблен, что повлияет на баланс сил между Междуморьем и франко-германским дуализмом в определении перспектив будущего ЕС.

Иными словами, в зависимости от разрешении хорвато-словенского конфликта ЕС будет либо дальше продвигаться по пути реформ и децентрализации, либо усиливать свои диктаторские тенденции.

Три пути развития ситуации

Существует три сценария, которые могут предсказуемо развернуться в отношении разрешения хорватско-словенских отношений и роли ЕС по формированию их результатов. Каждый из них будет иметь свое влияние на общее единство блока.

В пользу Словении

Если ЕС со Словенией пойдет против Хорватии, Загреб станет «изолироваться» от ЕС. Это могло бы поставить Хорватию в позу "изгоя" в ЕС, подобно тому, как в Евросоюзе относятся к сопротивлению Польши и Венгрии принять нелегальных мигрантов и отказу Варшавы свернуть судебную реформу.

Хорватия немедленно обратилась бы к Польше и Венгрии и, вероятно, заставила бы их выступить в свою поддержку, что укрепило бы Междуморье, усилив стратегическое сближение между Варшавским Содружеством и Будапештским пространством Святого Стефана, в который входит Хорватия.

Тогда и Словения не слишком бы любезно отнеслась к Польше и Венгрии, отказавшись от поддержки проекта. Этот сценарий очень вероятен, но имеет отрицательные последствия для России и ЕС, но более позитивен для Междуморья.

В пользу Хорватии

Однако положение дел будет заметно отличаться, если ЕС примет сторону Хорватии, подрывая проект. Хорватия испытает восторг от решения ЕС, потеряв интерес к Междуморью. Это, в свою очередь, уменьшило бы привлекательность проекта в качестве регионального противовеса франко-германскому дуализму в Западной Европе.

Словения, при таких обстоятельствах, может принять меры для углубления своей интеграции с Междуморьем в знак протеста, но она не сможет компенсировать полученный стратегический ущерб. Варшава и Будапешт, вероятно, будут рады решению Брюсселя, если он воздержится от принуждения Загреба выполнять судебный акт.

Этот сценарий маловероятен, но будет позитивным для интересов России и ЕС, и негативным для проекта.

Нейтральный сценарий

Неизвестно, как это могло бы произойти, но есть вероятность того, что ЕС может попытаться «балансировать» между Хорватией и Словенией. Это не закончится ни чем хорошим для спорщиков. Этот результат был бы совершенно контрпродуктивным, заставляя оба государства дрейфовать в сторону Междкморья.

Польша и Венгрия с радостью приветствовали бы такое развитие, потому что это послужило бы убедительным "доказательством" необходимости объединиться Центральной и Восточной Европе для реформирования ЕС.

Итог

На первый взгляд, пререкания между двумя крошечными балканскими странами по вопросу использования моря и продажи вина не кажутся серьезными в условиях более широкого контекста европейской и глобальной геополитики. Но тщательное исследование вопроса выявляет глубокие последствия для идеологически-стратегического баланса сил в ЕС.

В зависимости от роли Брюсселя в этих ожесточенных межбалканских разногласиях, польско-венгерский проект евроскептиков будет либо ослаблен, либо усилен, что затем повлияет на вероятность того, что Центральные и Восточные европейские страны, собравшиеся вместе в Междуморье, могут преуспеть в реформировании ЕС в соответствии с их децентрализованным регионально-ориентированным видением.

Независимо от того, достигнет ли Междуморье конечной цели, спор между Хорватией и Словенией вплетается в судьбу будущего ЕС.

Ждём Вас на нашем канале Политика и экономика Politus, где публикуются дополнительные статьи, не размещенные на этом сайте

 

Как Израиль объясняет свое нежелание присоединиться к российско-американскому плану о прекращении огня на юге Сирии

Следующая

Санкции США призывают Россию отказаться от господства доллара США

Предыдущая

1 комментарий

  1. Мирон 26 июля 2017 в 18:21

    Балканы всегда были взрывоопасны! Конфликт между Хорватией и Словенией лишь один из эпизодов в этом искусственном хаосе противоречий!


Оставить комментарий