ВХОД

Забыли пароль?
 

На газовом театре военных действий: Европа, Россия, Турция, Азербайджан, Иран

Аналитика Politus 5.03.2016 0 2 020 0

03 марта 2016 гоад Еврокомиссия (ЕК) одобрила строительство газопровода TAP, по котором газ будет поставляться в Италию и Грецию. Параллельно с этим Газпром заключил рамочное соглашение по проекту «Посейдон» о поставках газа по дну Черного моря до Греции и Италии, а ЕС продолжает торпедировать проект «Северный Поток-2». Мировая газовая война продолжается, давайте разбираться что всё это значит.

Первое, про «Посейдон» уже высказались многие, но суть сводится к одному – у Греции нет выхода к Черному морю, поэтому проложив трубы по дну, нужно будет протянуть газопровод до Греции либо через Турцию, либо через Болгарию. С Турцией всё понятно, шансов протянуть нет никаких, даже «Турецкий поток» приказал долго жить. А это был самый выгодный для турков вариант. Невероятно выгодный и экономически, и политически. То, что они отказались и от него, и вообще от сотрудничества с Россией, и перешли к откровенно враждебным действиям, говорит о том, что ставки, вернее плата за такое поведение превышает все текущие и будущие потери Турции от обострения отношений с Россией в разы. Остается Болгария.  

На газовом театре военных действий: Европа, Россия, Турция, Азербайджан, ИранНо Болгария поступила ещё более свинским образом, чем Турция. Во-первых, именно Болгария в 2014 году сорвала строительство «Южного Потока» (после общения с американскими сенаторами). Во-вторых, Болгария как-то совсем не кстати обвинила СССР в оккупации страны начиная с 1944 года. Очень дружественный шаг, не правда ли? Как говорил наш историк в институте, на протяжении всей истории отношения между Россией и Балканами строились по принципу «русские, спасите, братушки! – пшли вон, русские свиньи». Сначала мы им помогаем, потом они нам плюют в лицо и разворачиваются к нам спиной и чем-то пониже.

Поэтому с Болгарией в современной ситуации построить какие-то устойчивые долговременные взаимовыгодные отношения невозможно. Это при том, что весь свой газ Болгария импортирует из России и тратит на это около $1 млрд в год. Что для самой бедной страны ЕС совсем немало. Деньги за транзит газа по территории Болгарии Газпром предлагал очень приличные – не менее 400 млн евро в год! Так что Болгария тоже не вариант. Совсем. И видимо чтобы совсем отвязаться от России, Болгария заключила соглашение с Shell о разработке нефтегазовых месторождений в Черном море (на шельфе). Посмотрим, что получится.

В чем интерес Газпрома в ситуации с «Посейдоном» я не понимаю, видимо какие-то хитрые политические ходы. В чем интерес Италии и Греции понятно, их часть трубы фактически кусок TAP ((англ. Trans Adriatic Pipeline;), так что они получат свой газ по этой трубе по любому, поэтому и строят. Это прагматика, типичная европейская прагматика. Собственно, то что ЕК одобрила строительство TAP означает, что его начнут строить. Вопрос в том, чей газ туда пойдет. Переходим к второму моменту, это источник газа для TAP. Как мы уже выяснили российский газ в него попасть в ближайшее время не сможет. Остается вариант (изначально рассматриваемый как основной) соединения TAP и TANAP (Транс-Анатолийского газопровода). Источником газа для TANAP является газовое месторождение Азербайджана Шах-Дениз на Каспии. Проектная мощность строящегося газопровода – 16 млрд м3 в год, с возможностью увеличения до 31 млрд м3. Здесь начинаются интересные игры.

На газовом театре военных действий: Европа, Россия, Турция, Азербайджан, Иран

С одной стороны, поставлять газ в Европу кроме Азербайджана хотят Туркмения и Иран. Других возможностей поставлять газ в ЕС у них нет, СПГ слишком дорог и не пользуется спросом. И если Туркмения под давлением американцев переориентировалась на Восток – Пакистан, Афганистан, Индию, начав строить TAPI, то амбиции Ирана идут гораздо дальше. Иран планирует присоединиться к TANAP. Учитывая, как бодро Иран начал восстанавливать свои позиции на европейском рынке нефти, велика вероятность, что Иран активно включится и в развитие трубопровода TANAP. Азербайджан не против участия Ирана в проекте, при условии строительства смежной инфраструктуры. То есть в свои газопроводы не пустим чужой газ, а рядом стройте свой газопровод – нет вопросов, землю выделим. В отношении Туркмении позиция TANAP аналогичная, но у туркмен нет денег ещё на один газопровод, так что здесь вопрос решен не в пользу туркменского газа.

Есть ли деньги у Ирана на строительство смежной инфраструктуры и разработку своих газовых месторождений, ведь газ для экспорта ещё надо добыть? Более того, при таких условиях может оказаться гораздо выгоднее и надежнее поставлять газ из Ирана напрямую в Турцию, минуя Азербайджан. Получить вторую Украину как ненадежного транзитера иранского газа в Турцию и оттуда в Европу Ирану вряд ли хочется. А поскольку Баку в определенной степени ориентируется в своей политике на США, то такой сценарий в будущем вполне вероятен. Но и с Турцией отношения у Ирана несколько подпортились из-за поддержки Эрдоганом ИГИЛ-а. Тут начинаются сложные внутриконфессиональные трения, претензии на региональное господство и военные альянсы. Имеет ли в сложившейся обстановке Ирану связываться с Турцией вопрос довольно сложный. Пример «Турецкого потока» у всех перед глазами. Ситуация в регионе очень нестабильная, а строительство газопроводов – это крупные инвестиции в долгую, проекты на десятки лет. При чем в нынешней ситуации с низкими ценами на нефть и газ, окупаемость таких проектов тоже низкая – несколько лет и более. Поэтому конкуренции между российским и иранским газом на этом направлении пока нет и в ближайшем будущем не будет.

Конечно, теоретически, TANAP и азербайджанский газ представляет угрозу для российских поставок газа в Европу. Сейчас Газпром поставляет туда около 160 млрд м3 газа в год. А проектная мощность первой очереди TANAP составит 16 млрд м3, примерно 10% от поставок Газпрома. Для второй очереди в 31 млрд – уже 20% Много это или мало? Для выручки Газпрома очень много, доля рынка сокращается прилично. Перспективы «Северного Потока-2»; пока туманны. Все варианты поставки газа в Южную Европу в обход Украины не увенчались успехом.

Кроме Азербайджана, есть крупные газовые месторождения в Средиземном море, которые тоже могут стать реальной альтернативой поставкам нашего газа. Это газовые месторождения Египта (Zohr), Израиля (Левиафан и Тамар) и Кипра (Афродита), совокупных запасов которых вполне достаточно для снабжения Южной Европы газом в течении нескольких десятилетий.

На газовом театре военных действий: Европа, Россия, Турция, Азербайджан, Иран

И какой из всего это следует вывод? Как это ни парадоксально, надо сокращать свою зависимость от экспорта углеводородов. Такая структура экономика слишком уязвима для атак извне, в чем мы все могли убедиться в виду стремительного обрушения нефтяных цен и последовавшего за этим схлопывания экономики.

Это не значит, что нужно резко в один день перестать экспортировать нефть и газ.

 

Это значит, что нужно выстраивать новую экономику, сбалансированную и защищенную от внешних атак. Стыдно быть маленьким и слабым.

Аналитика Politus 5.03.2016 0 2 020 0
 

Газовые ходы конем или куда зовет труба поставки углеводородов

Следующая

Ересь экуменизма как «Великая протестантская авантюра Франциска» является законным порождением масонства

Предыдущая

0 комментариев

Оставить комментарий