ВХОД

Забыли пароль?
 

Польша готовится отбирать земли у Литвы

Аналитика Luxery 5.11.2015 0 820

Для начала – коротенькая цитата, но чреватая далеко идущими последствиями. Недавно избранный президент Польши Анджей Дуда на днях пролил бальзам на израненные души: «Призываю поляков быть готовыми к борьбе за свои земли, где наши соотечественники подвергаются гонениям и унижениям…». Литва и прочие политико-географические адреса не указываются, тем не менее литовскую власть эти призывы заставили насторожиться. И уж вовсе их вогнало в ступор вето главы государства на законопроект о придании некоего официального статуса языкам нацменьшинств, населяющих страну.

Однако министр иностранных дел Линас Линкявичюс попытался загасить начинающий разгораться скандальчик: спокойно, господа, мы не делаем из этого трагедии, убежден, мы сможем договориться. А затем последовали длинные и путаные рассуждения о том, что все мы в одной лодке, в одной команде и всю свою энергию и силы разумнее направить против восточного соседа, с которого не только нельзя снимать санкции, но, напротив, усилить.

Как же понимать ответные заявления литовского политика? Да не иначе как желание сделать хорошую мину при скверной игре, этакое напускное бравирование евроатлантическим братством. А на деле все далеко не в шоколаде.

В Польше произошла полная перезагрузка власти, партия «Право и справедливость» Ярослава Качиньского взяла в руки и президенство, и Сейм и, соответственно, утвердит свое правительство, а возглавит его руководитель избирательного штаба Дуды и ближайшая помощница лидера партии Беата Шидло.

Вот эта концентрация власти и грозит соседям хронической головной болью, поскольку заявление президента о стремлении восстановить справедливость в отношении утраченных территорий не суть популистская заявка, а одна из программных установок Леха Качиньского, прежнего президента, погибшего во время авиакатастрофы под Смоленском.

Около полугода назад здесь громко заявила о себе общественная организация «Реституция (возвращение) Кресов», которая намерена материализовать чаяния народа, все более становящиеся теперь уже и государственной программой, о третьей Речи Посполитой.

Польскому менталитету свойственно стремление к империи, пусть маленькой, всего лишь от моря Черного до Балтийского. Эта мечта сбылась в XV веке, когда Литва и Польша, заключив унию, слились в одном государстве. Оно было пестрым как в этническом (русские, галичане, литовцы, поляки), так и в конфессиональном плане (католики и православные), что и вывело на историческую сцену поначалу «агента Москвы» Богдана Хмельницкого, а затем последовали и разделы единого государства, закончившись окончательным его исчезновением.

Вторую Речь Посполитую в значительно усеченном виде создает 100 лет назад маршал Юзеф Пилсудский, кстати, экс-генерал Российского генштаба. Тогда-то и была, согласно официальной версии, захвачена им Виленщина вместе с исторической столицей Литвы.

Четвертый раздел Польши устроили Риббентроп и Молотов, и в соответствии с договоренностями Виленщину, а также другие западные области, захваченные маршалом, вернул Советский Союз. Вот эти земли, принадлежащие теперь Украине, Белоруссии и Литве, и именуются в Польше восточными Кресами, исконно польскими землями.

У Виленщины – сложная история. Действительно, тут сформировалось первое Великое княжество, долгие века действовала столица, но, с другой стороны, поляки, начавшие селиться здесь более пяти веков назад, тоже рассматривают себя аборигенами и считают свои права на местные земли бесспорными. Похоже, их в этом поддерживают и новые власти в Варшаве.

Огромный пласт культуры завязан на литовских Кресах, именно с этим чудесным уголком связано творчество Адама Мицкевича (польского Пушкина), композиторов Монюшко и Огинского, здесь захоронено в семейной усыпальнице сердце Пилсудского (мемориал ежегодно подвергается вандализму, националисты считают необходимым постоянно подтверждать свою ненависть к военачальнику, оставившему их на два десятилетия без исторической столицы)…

Когда Вильнюс вернулся в Литву, в городе не насчитывалось и двух процентов литовцев, полякам принадлежало если не все, то почти все: парки, леса, дворцы, костелы…Теперь этими богатствами владеют почти исключительно титульные, а польские оккупанты оттеснены на задворки жизни, патологический и наследственный русофоб Витаутас Ландсбергис стал автором теории, что поляки Виленщины никакие не поляки, а те же литовцы, прошедшие через насильственную полонизацию.

Польская община все годы требует вернуть утраченное, но правительство приняло положение, согласно которому бывшие владельцы фабрик, дворцов и пароходов могут получить аналогичные в … глубинке, у черта на куличках, где они порой вообще ничего не стоят, в отличие от собственности в столичном округе.

На минувшей неделе медийная среда живо обсуждала пикировку главы кабинета Альгирдаса Буткявичюса с Волдемаром Томашевским, европарламентарием, председателем партии «Избирательная акция поляков» (вместе с ней в блоке в парламенте выступает и «Русский альянс»).

Польская сторона не устает на всех европейских площадках обвинять власти в ущемлении прав нацменьшинств, в стремлении оболгать их в экстремизме и работе на иностранное государство. Вместо разговора по существу проблемы премьер поступил как мальчишка, декларировав, что в стране построена самая качественная в Европе демократия, отбрил Томашевского убийственным аргументом: на торжества по случаю Великой Победы тот пришел на мемориальное кладбище с георгиевской ленточкой на лацкане.

Не собираемся выступать в роли третейского судьи, просто посмотрим факты. В Польше при 40 млн населения нацмены составляют 2%, литовцев в их числе всего 15 тыс., и проживают они, в основном, на востоке, в пограничье. Здесь они пользуются исключительными правами: названия селений, улиц, маршруты транспорта дублируются на двух языках, фамилии в паспортах и других документах заполняются по желанию обладателя, действуют литовские школы и прочее.

В Литве при населении в 2,5 млн соплеменников Пилсудского в 11 раз больше (чуть меньше русских), но о правах соседей они могут только мечтать: им не дозволяют даже пользоваться родным шрифтом, а уличные таблички, дубликаты литовских, варварским образом срывают даже с частных домовладений, штрафуют представителей администрации на такие гигантские суммы, что сердобольные соотечественники по ту сторону кордона устраивают всенародные сборы.

В языковой сфере осуществляется геноцид, польский выводится за пределы гособразования, активисты диаспоры автоматически записываются в «пятую колонну», а Томашевский не иначе как агент Москвы. Кстати, эти все «поборники интересов» чужих государств крепко рассчитывают на поддержку новой власти, что и высказал прямым текстом их лидер.

Первые тревожные звоночки уже прозвенели: Сейм в Варшаве утвердил – почти единогласно – резолюцию, которой призвал соседей соблюдать европейские хартии по правам человека и нацменьшинств, подписанные при вступлении в Евросоюз еще десять лет назад.

Круги от булыжника, брошенного в и без того неспокойное евросоюзовское болото, могут дойти и до Латвии. Здесь тоже есть регион с непростой судьбой, входивший долгое время в состав Польши и где заметную долю населения и сейчас составляют ее этнические соотечественники.

Этот край как раньше, так и сейчас выделялся своими особенностями до такой степени, что тут не раз вспыхивало движение за независимость, на худой конец – за автономию, за придание славянским языкам официального статуса. Последняя вспышка случилась совсем недавно как отклик на события на Украине, в интернете продолжается сбор подписей за провозглашение Латгальской народной республики.

Корни упорного сепаратизма, что называется, на поверхности: думается, меняющиеся как перчатки власти относились к Латгалии как к нелюбимой падчерице, и потому он далеко отстает от лидеров – и не только Риги – по инвестициям, заработной плате, по ухоженности и обеспечению.

Экс-министр иностранных дел Янис Юрканс, побывав недавно в этой местной Сибири, взялся за голову: дороги разбиты, дома разрушаются, людей нет. Провинция имеет общую границу с Виленщиной, и кто знает, не захочет ли Дуда в очередной раз осчастливить латгальцев вместе с исконно, как считают в Варшаве, польской Виленщиной, где происходит именно то, с чем не может согласиться президент: гонения и унижения соотечественников. И не только.

Автор Валерий Мокрушин

😆Устали от серьезных статей? Поднимите себе настроение 😆 самыми лучшими анекдотами!😆, или оцените наш канал на ЯндексДзен

 

Американцы пригласили Россию вступить в Транстихоокеанское торговое партнерство, что означает полностью лечь под олигархат

Следующая

Мультикультурализм как средство уничтожения традиционно ориентированного общества

Предыдущая

0 комментариев

Оставить комментарий