Дело в том, что в России биткоины запрещены, транзакции с их использованием считаются незаконными валютными операциями, а распространение информации о них классифицируется как пропаганда «отмывания» денежных средств. Но какова истинная причина такого отношения государства к популярной криптовалюте?
Криптовалюта возникла из ничего и внезапно. Сначала появилась непонятная статья неопознанного японца про какие-то блоки и хэш-функции. Но ее восприняли всерьез только самые отвязанные компьютерные фрики. Потом компьютерные фрики закупили сотни видеоплат и ушли в компьютерные «шахты» добывать «биткоины». К ним тоже никто серьезно не отнесся – смеялись, что за одну пиццу они платят 10 тыс. своих «биткоинов». А потом вдруг внезапно один «биткоин» стал стоить больше 100 долларов и фрики стали миллионерами. Теперь о них заговорили все – журналисты, экономисты, юристы, регуляторы и политики. Оказалось, что сообщество любителей биткоинов разрослось и достигло сотен тысяч, что за биткоины можно купить не только пиццу, но и целую пиццерию, что биткоины легко купить и продать на многочисленных биржах, что кроме биткоинов существуют еще лайткоины, нэймкоины и другие криптовалюты и т.д.
Но это было на поверхности, а в глубине пытливый ум инновационного менеджера мог обнаружить распределенный вычислительный процесс, алгоритмическую эмиссию, криптографическую защиту, уникальный механизм подтверждения транзакций и много другое. И специалисты по достоинству оценили новое детище – началось активное изучение технологических инноваций, обсуждение достоинств и недостатков разного сорта криптовалют, поиск новых способов эмиссии и распределения эмиссионного дохода, работа по снижению времени подтверждения транзакций, защита криптовалют от перераспределения вычислительных мощностей в пользу злоумышленников и многое другое.
Интерес к криптовалютам стали проявлять крупные финансовые институты, которые осознали широкие возможности новых технологий и их потенциал для развития финансового рынка. Это послужило мощным стимулом для технологических компаний, которые инвестировали в развитие технологии криптовалют сотни миллионов долларов и подключили к совершенствованию технологии тысячи специалистов. Как следствие, доверие к криптовалютам стало быстро расти, быстрыми темпами стало увеличиваться количество владельцев и объем транзакций. Вопрос об эмиссии криптовалют вышел на национальный уровень.
И здесь на национальном уровне произошло резкое разделение отношения государственных властей к криптовалютам вообще и транзакциям с использованием криптовалют в частности. Одни страны пошли по пути признания криптовалют и внесения в национальное законодательство соответствующих изменений, другие – по пути невмешательства в развитие криптовалют до достижения ими бо́льшего уровня зрелости, третьи – по пути полного или частичного запрета. В последнем случае государства стали использовать антиотмывочную (Anti-money laundering) риторику и декларацию борьбы с анонимными платежами, связанными с совершением криминальных правонарушений.
Такие анонимные платежи являются головной болью всех развитых и большинства развивающихся государств. Как правило, такой платеж осуществляется с использованием электронного средства платежа (пластиковой карты, персонального компьютера или мобильного телефона), в отношении которого государственные органы не могут достоверно установить местонахождение устройства и его реального пользователя. Совершенно очевидно, что в большинстве случаев это обусловлено отсутствием у государства компетенций в области выявления электронного средства платежа и неразвитостью оперативно-розыскных технологий, применяемых для установления личности пользователя.
Как следствие, сегодня антиотмывочная риторика в отношении криптовалют в совершенстве освоена всеми государствами, которые не умеют эффективно противостоять злоупотреблениям в сфере высоких технологий. В частности, это свойственно государствам, которые не имеют технологий распознавания и обнаружения криминальных электронных средств платежа и не располагают профессиональными кадрами, способными использовать такие технологии и вести на надлежащем уровне оперативно-розыскные мероприятия.
К сожалению, именно по пути запрета криптовалют пошла Российская Федерация, что однозначно говорит о несоответствии сегодняшнего состояния российских правоохранительных органов требованиям, предъявляемым со стороны современных технологий. При этом резкая запретительная реакция государства на криптовалюты, объем операций с которыми крайне мал, со всей очевидностью говорит, что проблема носит более серьезный характер и в большей степени касается таких широко используемых электронных средств платежа, как банковские карты, интернет-банкинг и мобильный банкинг.
Необычно жесткое отношение российской исполнительной власти к криптовалютам, выразившееся в появлении законопроекта о денежных суррогатах, нанесет российской экономике значительный вред, так как невнятное определение денежного суррогата в комплекте с миллионными штрафами за его использование разрушит сложившуюся практику использования многих видов денежных требований для целей исполнения договорных обязательств. Но еще более серьезным является другой факт – правоохранительная система лишится стимула для развития своей технологической базы и компетенций в области оперативно-розыскной деятельности, которые позволили бы ей адекватно реагировать на бурное развитие платежных технологий и быстрое изменение технических средств и финансовых схем, используемых преступниками.
Особо удивительным запретительный подход выглядит на фоне того, что сегодня наблюдается достаточно высокий уровень оснащения российских правоохранительных органов современным технологическим оборудованием. В этих условиях нацеленность исполнительной власти на соответствие современным вызовам в области платежных инноваций оказала бы правоохранительной системе значительно большую услугу, чем создание тепличных условий в рамках ограничительных барьеров.
Автор Светлана Криворучко
0 комментариев