ВХОД

Забыли пароль?
 

Всё, что вы не знали о Якутии и якутах, которые являются родственниками не только североамериканских индейцев, но и русских

В России Tugar 24.10.2017 1 1 284

Виртуальный Дискуссионный Клуб «Мысль» начал новый цикл виртуальных дискуссий на этнографические темы, и первым спикером в этом цикле был приглашен Николаев Афанасий Алексеевич, кандидат исторических наук, специалист по межнациональным отношениям, главный редактор интернет- портала "Якутия.Образ будущего" , который отвечал на вопросы о якутах, истории, культуры, обычаях…

Интервью проходило в режиме арцахлайн в формате виртуального интервью.

Арам Аствацатуров: Здравствуйте, Афанасий Алексеевич! Спасибо за сотрудничество с нашим Виртуальным Клубом. 

Уверен, что наша беседа о якутах будет интересна всем. Потому, что нет неинтересной истории, а есть неизвестные истории. А о якутах мы знаем очень мало, и надеюсь, что Вы нам расскажете. Итак, мой первый вопрос! Уважаемый Афанасий Алексеевич, расскажите о происхождении якутов.

Афанасий Васильевич Николаев: Само название якутов - саха. Слово "Сах" имеет несколько значений. Наиболее распространённые "Солнце", "Древность", "Божественный, солнечный олень". Слово "Сах" очень древнее. Не случайно есть выражение в нашем эпосе Олонхо "Сах сахаттан". Буквальный перевод "С незапамятных, забытых времён". Транскрипции слова "Сах" - "Сак", "Шак". О происхождении саха (якутов) до сих пор идут споры. Есть 2 версии.

1 - теория южного происхождения (варианты прародины - от Арала до Прибайкалья).

2 - автохтонного, местного происхождения на территории современной Якутии. На мой взгляд, саха имеют автохтонное происхождение. Доводы - архаичный эпос Олонхо, особенности языка, свидетельствующие о древнем происхождении, руническая письменность, отличающаяся архаичностью от орхонской руники, генетические связи с индейцами Америки. Саха - единственные скотоводы Северо-Востока Азии, ни один коренной народ разведением скота не занимается, а наши домашние породы лошадей и крупного рогатого скота происходят от древних животных, обитавших на территории современной Якутии в эпоху мамонтов.

И самое интересное, в период последнего ледникового периода, 15-20 тысяч лет назад, на территории современной Якутии был тёплый климат, характерный для современной Средней Азии и Казахстана. С этих пор в языке саха сохранились такие слова, как "Хахай - лев", "Тэбиэн - верблюд", "Баабыр - тигр", "Могой - змея", "Хой - баран". Сейчас этих животных нет на нашей территории. Но память об этом времени сохранилась в памяти народа саха. В связи с этим известный востоковед Л.Н.Гумилёв называл саха реликтовым, древним народом, сохранившим в первозданном виде свою культуру в силу своей географической изоляции, сурового климата и отдалённости от основных центров цивилизации.

Арам Аствацатуров: Уважаемый Афанасий Алексеевич, есть ли родственная связь у якутов с другими автохтонными народами Северо-Востока России? И если есть, то в чем она проявляется?

Афанасий Алексеевич Николаев: Уважаемый Арам! У саха родственные связи не только с тунгусо-маньчжурскими, палеоазиатскими народами, населяющими Северо-Восток, но и со всеми народами алтайской языковой семьи, тюрками, корейцами, японцами, индейцами Америки. По данным российских генетиков, гены предков современных русских на 80% совпадают с генами современных саха. Эти генетики объясняют это общим родством основных этнических групп Евразии, и русских, и тюрков, и финно-угров, а также гуннским наследием в генотипе русских, связанным с эпохой Великого переселения народов.

Павел Васильевич Хотулев: Здравствуйте, Афанасий Алексеевич. В городе Казань, в котором я родился и проживаю, в последние 20 лет принуждают всех к изучению татарского языка. Если раньше я был как минимум нейтральным к нему, то теперь испытываю негативные чувства. И это общее явление среди русского, а точнее даже - нетатарского населения региона. А как у Вас обстоят дела в этой сфере?

Афанасий Алексеевич Николаев: Здравствуйте, Павел Васильевич! На мой взгляд, обязательное, принудительное изучение языка ничего хорошего не принесёт. Изучать любой язык надо добровольно. В нашей республике обязательного изучения языка саха нет. Даже не все дети из числа этнических саха не имеют возможности учиться родному языку.

Александр Дубков: Уважаемый Афанасий Алексеевич, официальная история относит происхождение русских к 9 веку нашей эры - отсчет ведётся с момента их христианизации. А к какому веку официальная история относит происхождение якутов? И как вы относитесь к идеям некоторых историков, согласно которым все мы произошли от единого древнего народа, чей язык лежал в основе происхождения всех языков индоевропейской языковой группы и генетическское родство между потомками которого (согласно утверждениям днк-генеолога Анатолия Клёсова) прослеживается не только среди европеоидов, но также и среди представителей других рас. Упомянутое выше слово "Сах" созвучно с известными из истории названиями народностей "саки", "саксы". А имя основателя буддизма Будды Шакьямуни этнограф и искусствовед Светлана Жарникова расшифровывала как "Мудрец из рода саков". Похожим образом его имя трактует и Википедия - "Пробуждённый мудрец из рода Шакья (Сакья)". Не видите ли вы тут связи?

Афанасий Алексеевич Николаев: Уважаемый Александр! По господствующей в официальной версии южной теории происхождения современные саха как этнос сложились на Центральной Лене только в 13-14 веках. На мой взгляд, эта версия происхождения саха не отвечает реальности. Что касается общих корней языков народов Евразии. Это на мой взгляд, действительно так. У всех основных коренных народов Евразии, и тюрков, и русских, и финно-угров, и тунгусо-маньчжур общий не только язык, но и культура в широком смысле этого слова. Есть исследования группы филологов МГУ, которые говорят о том, что первоосновы, корневые значения слов народов Евразии, России схожи. И в этом плане все наши народы ближе друг к другу, чем к европейцам, хотя русские относятся к европейским народам. Что касается связи слова "Сах" со словами "Сак", "Шак", то она, на мой взгляд, существует и обусловлена тем, что мы, саха, в силу и своей географической изоляции, и в силу древнего происхождения сохранили забытые другими так называемыми "индоевропейскими народами" базовые понятия и термины.

Андрей Иванов: Здравствуйте, Афанасий Алексеевич. Как Вы оцениваете возможность кардинального изменения уклада жизни и культуры в Якутии из-за влияния глобальных факторов? Отражаются ли климатические изменения на укладе жизни жителей Якутии и на их этническом составе? Каким Вы видите будущее Якутии, если оттает вечная мерзлота?

Афанасий Алексеевич Николаев: Здравствуйте, Андрей! Глобализация, безусловно, влияет на уклад жизни и традиционную культуру саха. Но эти изменения представляют собой длительный, инерционный процесс. Это обусловлено, в первую очередь, экстремальными природно-климатическими условиями, изменения в культуре у нас происходят очень медленно. По оттаиванию вечной мерзлоты есть определённые проблемы. Особенно это касается строительства. Большая часть домов у нас на сваях, поэтому оттаивание грунтов может привести к техногенным катастрофам, обрушению зданий.

Прямоиров Зиган: Афанасий Алексеевич! Как Вы думаете, прав ли НН.Вашкевич, который говорит,что системных яыков мозга было два - русский и арабский. Языки РА. То есть ошибка лингвистов в том, что не было одного протоязыка, их было два, как и все остальное в мире двоично. Н.Н.Вашкевич пишет, что татары родом с Алтая, и тотем их коты, у русских - рысь. Валерий Чудинов прочитал надписи, что до 8 века на русской равнине был ледник, только потом пришли русские из района Сирии и шумер. Дамаск-Москва, Сирия, обратно Русь.

Афанасий Алексеевич Николаев: Уважаемый Зиган! На мой взгляд, праязык современных землян - это язык саха. Это объясняется тем, что во время последнего ледникового периода тёплый климат сохранился только на территории современной Якутии. Потом, когда ледники растаяли, выжившие люди расселились по Земле. Об этом начинают говорить и генетики, которые свидетельствуют, что саха генетически связаны и с индейцами Америки, и индийцами, и с русским, и с тюрками.

Алена Княжева: Афанасий Алексеевич. Расскажите пожалуйста о религии якутов. В какое время она зародилась, как преобразовывалась и развивалась современная религия. Очень интересно, остался ли шаманизм, и как это влияет на современную культуру якутов.

Афанасий Алексеевич Николаев:  Религиозные представления саха синкретичны и включают, с одной стороны, древние традиционные тенгрианские религиозные культы поклонения Небу и Солнцу, с другой стороны, заимствованные у русских православные религиозные представления. В этом плане саха похожи на японцев, которые органически сочетают в своём мировоззрении национальную религию синто и элементы заимствованных в Китае буддизма, даосизма и конфуцианства. Крещение саха, начавшееся в 17 веке, закончилось во второй половине 19 века. Выбор саха православной веры был обусловлен сходством догматов традиционной тенгрианской веры и русского православия. И это произошло, несмотря на раннее знакомство саха и с буддизмом, и с исламом, так как саха поддерживали постоянные культурные, экономические связи со многими центрами древних цивилизаций Востока. Шаманизм у саха был лишь одним из элементов традиционных религиозных представлений и ассоциируется с религией саха с подачи дореволюционных исследователей, мало разбиравшихся в истории и культуре саха. А в советское время изучение религии долгое время было под запретом, а затем по дореволюционным представлениям полностью отождествило шаманизм с традиционной религией саха, что не соответствует действительности. Что касается современных религиозных предпочтений саха, то как показывают и данные социологических исследований и данные визуального наблюдения, примерно 70-75 % саха сейчас считают себя сторонниками традиционной веры саха, 20-25 % считают себя приверженцами православия. Причём и те, и другие в реальной жизни практикуют и традиционные обряды, и православные.

Арам Аствацатуров: Афанасий Алексеевич, как на якутов влияют современные миссионерские религиозные организации, христианские, мусульманские, языческие? Ощущаете ли Вы на себе влияние Турции, которая позиционирует себя как лидер тюркских народов?

Афанасий Алексеевич Николаев: С конца 80-х годов на территории Якутии активно действуют различные нетрадиционные религиозные объединения, в основном западного происхождения. К настоящему времени у нас удалось закрепиться некоторым из них, например, баптистам, пятидесятникам, Свидетелям Иеговы. Есть несколько мусульманских и буддийских объединений. Но доля саха в этих религиозных объединениях невелика. Влияние Турции на нашу республику ощущалось в какой-то степени в 90-е годы, когда у нас работали турецкие строители, развивались культурные и научные связи, мы отправляли молодёжь на учёбу в Турцию, был в Якутске создан якутско-турецкий лицей. Сейчас связи ограничиваются туристическими поездками якутов на курорты Турции.

Арам Аствацатуров: Афанасий Алексеевич, что выделяет якутов среди родственных им народов? Есть ли какие то особенности, которые присущи только якутам?

Афанасий Алексеевич Николаев: Саха отличает от других родственных тюркских народов большая замкнутость, отсутствие внешних проявлений эмоций. Даже во время похорон у нас не принято громко выражать горе, плакать, причитать. Считается, что надо проводить человека в иной мир спокойно, без истерик, и что физическая смерть - просто переход в иное состояние, иной мир. Громкое выражение радости у саха также в традиционном понимании также не принято. Даже традиции поцелуев и крепких объятий в этикете саха отсутствуют. Принято в знак любви нюхать волосы на голове. Мужчины сдержанно здороваются за руки друг с другом. С женщинами здороваются на словах. Также саха больше предпочитают больше слушать, чем говорить. Обряды, как правило, проводятся на природе. Жизненный цикл саха до сих пор в значительной степени регулируется циклами природы. Существует много поверий, табу. Например, и перед охотой, и после принято кормить духа природы Байаная.

Рафаг Бабаев: Здравствуйте, Афанасий Алексеевич! Якуты по своему количеству со своей историей и культурой - не тот народ и не тот случай, что бы оправдываться оговорками, ссылаясь на негативное влияние глобализации.

На ваш взгляд, чем и как можно помочь обществу, что бы они по достоинству могли оценить культуру народов, которые были у истоков современной цивилизации?

Вместо заботы некоторые чиновники позволяют себе сказать, что им наплевать - кто ты по нации, лишь бы ты человеком был хорошим, соблюдал традиции большинства и не раздражал своими традициями. Допустимы такие выражения? Что Вы скажете по этому поводу?

Афанасий Алексеевич Николаев: Здравствуйте, Рафаг! Спасибо за вопрос! Саха со своей древней историей и культурой действительно не могут оправдывать свои проблемы исключительно процессами глобализации. Но здесь необходимо понимать, что мы сохранили, несмотря ни на что, свою древнюю веру, свой язык и свою культуру. Что касается современного российского общества и его отношения к культуре древних народов России, мы на примере даже СССР видим, к чему приводят историческое беспамятство, воинствующее бескультурье, стремление искусственно, насильно создать новую социальную общность, единый "советский народ", игнорируя национальный фактор, многонациональность нашей страны. Из этого современная Россия должна извлечь уроки и осознать, что её многонациональность - это её сила и богатство, что все её народы уникальны и неповторимы, и утрата культуры и языка даже самого малочисленного народа, как, например, юкагирского народа, насчитывающего чуть больше 1000 человек, приводит к обеднению, ослаблению общенациональной культуры. И в этом плане очень важна роль общественности, национальной интеллигенции. Нельзя надеяться только на представителей власти.

Октябрь, 2017 год, Виртуальный Дискуссионный Клуб «Мысль»

Ждём Вас на нашем канале Политика и экономика Politus, где публикуются дополнительные статьи, не размещенные на этом сайте

 

Вопреки методичке США "пятую" колонну в России хотят лишить бюджетного финансирования при создании антикультурных, антисоциальных, антиисторических и русофобских поделок

Следующая

«Даешь кандидатов в президенты РФ! Больше и разных!» или что может Форум политических непарламентских партий «Третья сила»

Предыдущая

1 комментарий

  1. Эксперт 24 октября 2017 в 22:11

    Интересно рассуждает товарищ из Якутии!


Оставить комментарий