ВХОД

Забыли пароль?
 

Стоимость ОСАГО не будет иметь верхнего предела: регулировать цены начнут сами страховщики

В России Tugar 20 ноября 2015 в 16:18 0 210

Центробанк решил начать еще одно «свободное плавание» — на этот раз для тарифов ОСАГО. Глава Центробанка Эльвира Набиуллина согласилась на либерализацию тарифов ОСАГО. Для автовладельцев это может означать только одно: стоимость обязательного налога на вождение автомобиля, который в нашей стране называется «автогражданкой», может увеличиться в разы.

Готовы хоть завтра

Поручение составить «дорожную карту» либерализации ОСАГО глава ЦБ дала самим страховым компаниям. Об этом стало известно со слов руководителя Всероссийского союза страховщиков Игоря Юргенса, присутствовавшего на встрече Набиуллиной с представителями отрасли. Попросту говоря, это означает, что регулятор больше не будет устанавливать предельные значения тарифа «автогражданки» — регулировать цены начнут сами страховщики. «Сейчас трудно сказать, сколько времени может занять переход к свободному тарифу, — отметил Юргенс. — Хотя это можно сделать и за три дня. Другой вопрос, сколько это займет времени по политическим и социальным причинам».

Тем временем в ЦБ делают неуклюжие попытки успокоить автовладельцев и обещают, что резкого перехода не будет — потому, мол, что рынок страхования к этому не готов. А переходить к либерализации тарифа в автостраховании можно только тогда, когда система принципиально сбалансирована. «Проблемы не заливаются повышением тарифа, а в принципе есть нормальная рыночная модель», — заявил зампред ЦБ Владимир Чистюхин. Впрочем, слова «нормальная» и «рыночная модель» из уст представителя Центробанка должны скорее насторожить, а никак не успокоить. Да и предыдущий опыт показывает, что и ЦБ, и страховые компании только и делают, что «заливают проблемы» повышением тарифа.

СПРАВКА:

За прошедший год тариф ОСАГО повышался дважды и в среднем вырос почти в два раза. Средняя стоимость полиса «автогражданки» составила 5691 рубль.

Последняя, мартовская индексация ставки «автогражданки» увеличила прибыль страховых компаний от продажи этого вида полисов на 46% (по сравнению с 2014 годом). Всего страховщики получили от автовладельцев 94,5 млрд руб., а выплатили в виде компенсаций 55,7 млрд руб. Жить, конечно, не на что, а ОСАГО «в корне убыточно» (именно этим аргументировали необходимость повышения тарифа в тех же ВСС и Центробанке).

Нам свобода дорога̒

Эксперты считают, что переход на свободную тарифную систему при существующих проблемах рынка только ударит по кошелькам потребителей. «Прежде чем вводить свободные тарифы на ОСАГО, необходимо сопоставить интересы страховщиков и потребителей: индексация тарифа не должна проводиться на основе интересов только одной стороны, как это происходит в настоящее время», — считает директор департамента финуслуг ГК «АвтоСпецЦентр» Дмитрий Белов.

Кроме того, либерализация тарифа неизбежно приведет к появлению недобросовестных компаний, условных ООО «Российские страховые традиции», которые установят низкую цену на полис ОСАГО в городах-миллионниках, в 1 тыс. руб., а на Камчатке или Крайнем Севере — в 20 тыс. руб. Это так называемый максимальный заградительный тариф, чтобы не обслуживать клиентов в тех регионах, где страховщику это невыгодно. А там, где выгодно, это самое ООО распродаст как можно больше полисов («автогражданку» люди воспринимают как обязательный побор, поэтому покупать будут по самому дешевому тарифу у таких вот «Страховых традиций»), соберет сливки с рынка, а через год испарится. До сих пор никаких контрмер к таким компаниям придумано не было. Не секрет, что сегодня несколько страховых компаний ежемесячно уходят с рынка.

Почему страховщики не требуют либерализации тарифов в другом виде обязательного страхования — опасных производственных объектов? Не потому ли, что рынок ОСАГО — розничный и масштабный, где можно навешать людям лапшу на уши, пообещав невысокие цены? Когда страховые компании бились за введение тарифного коридора, они божились, что будут использовать рыночные механизмы, то есть держать цены как можно ближе к нижней планке ради конкуренции. Но на самом деле, если посмотреть на 10–20 ведущих страховых компаний, тарифы ОСАГО у них установлены у верхней границы. Никакой внутривидовой конкурентной борьбы и рыночных механизмов нет и в помине.

Пропуск в ДТП

Высокая стоимость ОСАГО породит новый всплеск отказов от полисов и покупку фальшивок. За девять месяцев 2015 года автостраховщики и так зафиксировали рекордное снижение числа проданных полисов ОСАГО: 2,5 млн автовладельцев были вынуждены либо совсем отказаться от их покупки, либо купить фальшивые. «Причиной уменьшения спроса на ОСАГО является повышение его стоимости, — подтверждает Белов. — Сейчас, когда в стране серьезный экономический спад и покупательская способность населения снижена, дальнейший рост цен на ОСАГО может привести к развитию незаконной деятельности в этом сегменте».

«Ко мне практически каждый день приходят люди, купившие полис за 4 тыс. руб. вместо 12 тыс. и получившие на законном основании отказ в выплатах от страховой компании, — рассказал руководитель Общества по защите прав потребителей в сфере страхования Игорь Пушкарь. — Либерализация породит огромное количество фальшивых полисов. Это уже будет не страховка, а всего лишь "пропуск" для ГИБДД, чтобы тебя допустили до участия в дорожном движении».

Главный вопрос, который хочется задать г-же Набиуллиной: как можно отпускать в вольное плавание тариф, который автовладелец платит не по собственной воле? «Так как ОСАГО является функцией, вмененной государством автовладельцу, в этой области должно быть максимальное регулирование, — согласен Пушкарь. — Отпускание этой социально важной функции государства на вольные хлеба ни к чему хорошему не приведет».

Не могут на равных условиях заключить соглашение страховая компания и автовладелец. Это как разговор взрослого и ребенка. Людям можно навязывать допуслуги, не давать скидок, можно занижать выплаты — и никуда они не денутся. Только если рынок ОСАГО перестанет быть рынком и организации, исполняющие функцию страховщика, перестанут заниматься торгашеством и займутся именно страхованием, можно будет говорить о каком-то взаимовыгодном сотрудничестве. Но, к сожалению, 11 лет действия в России закона об ОСАГО показали, что страховщикам это неинтересно.

 

Дальнейшая судьба украинских граждан, временно пребывающих в России, волнует всех...

Следующая

Не называя отчество, мы забываем и об Отечестве...

Предыдущая

0 комментариев

Оставить комментарий