ВХОД

Забыли пароль?
 

США планируют приручить Совет Безопасности ООН

В мире Tugar 5.08.2015 0 745
Реформа ООН, предлагаемая США, приведет к снижению авторитета России как члена и сооснователя организации

После того как Россия воспользовалась правом вето на резолюцию о создании трибунала по крушению малайзийского «Боинга», США снова начали активно поднимать вопрос о реформе Совета Безопасности ООН. Так, 3 августа в Вашингтоне президент Барак Обама выступил в поддержку идеи реформы Совета Безопасности и предложил включить в него на постоянной основе не менее одного представителя от Африки.

Вопрос о расширении Совбеза ООН обсуждается уже не первый год — в течение 8 лет ведутся межправительственные переговоры, а до этого 11 лет шли неформальные консультации. Но в этом году, к 70-й, юбилейной Генассамблее, его надеются наконец решить. Официально Россия не выступает против определенной реформы, но призывает с ней не торопиться. Согласно позиции РФ, расширение Совета Безопасности ООН не сделает его более эффективным. Есть и серьезные опасения, что в планы США входит его расширение за счет стран, которые станут их марионетками.

«Теперь говорят о том, чтобы в Совете Безопасности стало больше членов, с тем чтобы он стал более эффективным и репрезентативным. Но тут я хочу оговориться: конечно, более репрезентативным Совет Безопасности будет, если расширить его членство, но эффективным точно не будет», — заявил постоянный представитель РФ при ООН Виталий Чуркин, при этом согласившись, что расширение — это сейчас самый главный вопрос реформы ООН.

Совет Безопасности был создан после окончания Второй мировой войны. Согласно Уставу Совет Безопасности несет главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Совет безопасности ООН состоит из 5 постоянных членов (Россия, США, КНР, Франция и Великобритания), которые обладают правом вето на любое решение, а также 10 непостоянных членов из числа других стран, которые выбираются Генеральной Ассамблеей ООН на двухлетний срок — по 5 каждый год. Каждый член Совета Безопасности имеет один голос. Первоначально в составе Совбеза было 11 стран, в том числе 5 постоянных членов. Позже количество постоянных членов осталось неизменным, а общее число стран возросло до 15. В последний раз СБ ООН расширялся в 1960-х годах.

Два лагеря

По словам Виталия Чуркина, относительно реформы Совета Безопасности не могут договориться два основных лагеря. Есть страны, желающие стать постоянными членами Совета Безопасности в дополнение к пяти уже существующим, и есть страны, которые категорически против этого. Некоторые претенденты на постоянное членство, среди которых Германия, заявляют, что не нуждаются в праве вето. Страны Африки претендуют на то, чтобы у них было два постоянных члена с правом вето.

Другие страны выступают с предложением создать в Совете Безопасности новый «полупостоянный» вид членства. Полупостоянные члены будут избираться на восемь лет с возможностью переизбрания. По заявлению Чуркина, «ни одна из этих моделей не набирает 129 голосов Генеральной Ассамблеи», необходимых для одобрения. Не поможет решить вопрос и резолюция Генассамблеи о реформе Совета Безопасности ООН: несмотря на то что такие проекты есть, их опасаются ставить на голосование, так как в случае неудачи их придется отложить на несколько лет согласно Уставу ООН.

Александр Никитин, директор Центра евроатлантической безопасности МГИМО, констатирует, что терпение многих государств не бесконечно и сохранять особую роль пяти государств, отражающую расклад сил на момент окончания Второй мировой войны, когда формировалась ООН, все сложнее. Россия это понимает и поэтому поддерживает умеренные формы реформ.

«Увеличение числа членов возможно, но Россия поддерживает одни кандидатуры, западные страны поддерживают другие, а некоторые из них связаны друг с другом. Например, невозможен прием Индии без Пакистана, Бразилии без Аргентины и так далее. Здесь, как и во многих других сферах, интересы великих держав проецируются на вопросы сугубо технические, и это превращает реформирование Совета Безопасности ООН в процесс, растянутый на десятилетия», — полагает Александр Никитин.

Зачем Америке Африка

Барак Обама, когда предложил включить в Совбез на постоянной основе представителей африканских стран, мотивировал это именно тем, что со времен основания ООН и Совета Безопасности ситуация в мире существенно изменилась и включение новых государств в СБ ООН могло бы отразить эти изменения.

«США поддерживают концепцию модификации структуры Совета Безопасности ООН. Я думаю, что в принципе в Совете Безопасности должен быть по крайней мере один представитель от Африканского континента, а также представители других регионов мира и некоторых других усилившихся держав», — сказал Барак Обама. По его словам, для того чтобы СБ ООН был эффективным, он должен представлять все различные тенденции нескольких последних десятилетий.

Но интересы США в этом вопросе на деле не столь альтруистичны. Константин Соколов, вице-президент Академии геополитических проблем, обращает внимание на то, что африканские страны являются весьма зависимыми от внешних сил, а Соединенным Штатам, желающим доминировать во всем, нужны дополнительные голоса в Совете Безопасности.

«Предложения Барака Обамы по расширению Совета Безопасности ООН достаточно прозрачны: включение новых членов из числа относительно слабо развитых стран попросту даст дополнительные голоса Соединенным Штатам Америки как доминирующей державе. Кроме того, предоставление им права вето позволит перенести ответственность за какие-то решения на зависимые третьи страны, которые сделают это под внешним давлением США», — объясняет Константин Соколов.

По мнению эксперта, вопрос надо ставить шире — дело в том, что ООН и ее совет уже перестали выполнять те функции, ради которых были созданы. Эти институты появились в послевоенное время, основным их предназначением было поддержание мира. Но сегодня эти механизмы перестают работать, а решения Совбеза выполняются избирательно.

Совбез не должен стать слабее

Александр Никитин напоминает: Россия еще несколько лет назад заявляла, что поддержит любую реформу Совета Безопасности ООН, если по ней договорятся остальные государства, но предложенные США варианты ставили Россию в унизительное положение. По его мнению, быстрая реформа с включением большого числа стран приведет к снижению удельного веса России как члена Совета Безопасности ООН с правом вето.

«Ликвидация права вето или расширение права вето на большое число государств также не в интересах России, поскольку может привести к снижению ее роли в международных делах. С другой стороны, Россия не может не поддержать стремление Индии стать членом Совбеза. Поэтому Москва не была против реформы ООН, предлагая долго и в переговорах искать ее взвешенную формулу, и этот поиск продолжается уже несколько десятилетий», — рассказывает Никитин.

В свою очередь, Сергей Марков, директор Института политических исследований, также говорит о том, что реформа ООН не должна вести к ослаблению Совбеза, как того хотят США.

«Россия за такую реформу, но при этом Россия подчеркивает, что она должна привести не к размыванию влияния и авторитета Совета Безопасности, как того хотят США, а к их усилению. Кроме того, Россия заявляет, что должны звучать голоса всех стран, но Соединенные Штаты хотят установить в Совбезе диктатуру своих марионеток, а этого Россия США позволить не может», — рассуждает Сергей Марков.

Политолог продолжает: что касается самой реформы Совета Безопасности, Россия предлагает увеличить число постоянных членов за счет круга таких стран, как Индия, Бразилия, Египет, Япония, Германия. Дело в том, что они более независимы экономически и политически, и эти страны должны быть постоянными членами, но без права вето. Нынешние постоянные члены Совета Безопасности останутся на том же положении, то есть у них также будет статус постоянного члена Совета Безопасности, но с правом вето как у старожилов.

Ожидается, что осенью в ходе 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке представители многих стран будут обсуждать расширение Совета Безопасности ООН, продвигая свои интересы и стараясь добиться скорейшего его реформирования. Сергей Марков предполагает, что историческое выступление Владимира Путина в Генассамблее среди прочих вопросов отразит позицию России по этой проблеме, четко дав понять, что попытки США стать мировым жандармом сегодня отвергаются мировым сообществом.
 

Проклятие Вавилонской башни или почему строительство небоскрёбов является предтечей экономических ...

Следующая

Почему войска США не смогли бы воевать на Украине...

Предыдущая

0 комментариев

Оставить комментарий