ВХОД

Забыли пароль?
 

Новое качество масштабных волнений в Ираке. Шииты, сунниты и курды сплотились против коррумпированной власти

В мире Tugar 20.08.2018 1 554

Июль всегда был политически неспокойным месяцем для Ирака и иракцев. Однако жестокие протесты, охватившие за последние недели Южный Ирак, невероятны как по размеру, так и по целям, - пишет Dirk Adriaensens.

Протестующие заблокировали порты и аэропорты. Они осадили не только правительственные здания, но что наиболее поразительно, местную штаб-квартиру исламских шиитских партий и союзных ополченцев. Число погибших оценивается в 50 человек, а раненых - в сотни.

Освобождение от террористов ИГИЛ (запрещено в России) третьей части Ирака правительственными войсками не принесло  в Месопотамию мира и стабильности.

Правящая элита Ирака пережила курдский сепаратизм и суннитский джихадизм, но восстание собственной шиитской базы вполне могло стать самой большой угрозой. С 8 июля богатый нефтью юг находится в смятении.

В условиях палящей жары десятки тысяч иракцев протестуют против нехватки рабочих мест, отсутствия электричества и воды, основных услуг, а также против необузданной коррупции. Они подожгли правительственные здания и политические партийные офисы, заблокировали дороги к нефтяным месторождениям, аэропорт Наджаф и нефтяной порт Ум-Каср, главную отправную точку маршрута поступления энергоносителей из Басры в Персидский залив.

Из этого порта с иракской нефтью  отправляются почти все нефтеналивные танкеры . Кроме того, демонстранты заняли два наиболее важных пограничных перехода на юге Сафвана с Кувейтом и Шаламчехом с Ираном.

Сотни демонстрантов пытались заблокировать доступ к крупным нефтедобывающим объектам: Западная Курна-1, эксплуатируемое Exxon Mobil и Западная Курна-2, управляемое российской фирмой Lukoil и иракской нефтяной компанией Rumaila.

Демонстранты также попытались заблокировать главный вход природного газа Сибы в Басре.

Когда премьер-министр Хайдер аль-Абади своей поездкой в Басру попытался успокоить протест, обещая создание новых 10 000 рабочих мест, демонстранты откровенно проигнорировали его.

После этого усмирением протестующих занялись армия и ополченцы. Был объявлен комендантский час и прекращен доступ у интернету.

По данным основных СМИ были убиты более десятка человек и более 700 получили ранения.

В этих протестах важно то, что поднялись именно шииты, что не сулит ничего хорошего, так как именно исламские шиитские партии доминируют в иракской политике.

Масштаб и цели последних протестов указывают на недовольство, которое намного глубже, чем просто разочарование в связи с отсутствием услуг и рабочих мест. Демонстрантов не устраивает иракская политическая система, установленная после 2003 года, характеризующаяся отсутствием компетентного руководства.

Таким образом, нынешний кризис является самым серьезным экзистенциальным вызовом, с которым столкнулась иракская политическая элита после вторжения в страну США.

Признаки раздражения проявлялись в течение уже длительного времени. Возрастающее недовольство упадком и плохим управлением привело в последние годы к периодическим демонстрациям по всей стране, включая южные шиитские районы.

Протесты в Басре в 2015 году быстро распространились по другим южным провинциям и завершились массовыми демонстрациями в Багдаде, где Муктада аль-Садр и его сторонники штурмовали Зеленую зону. С тех пор на юге было относительное затишье, которое закончилось в последние несколько месяцев.

Иракцы разочаровались своей политической системой, что проявилось в игнорировании выборов, где явка официально составила 55 % от всего числа избирателей, но реальная цифра значительно ниже.

Реальное падение уровня жизни и скатывание к феодализму подорвали у иракцев доверие к политической элите. На практике правительство работает только на себя и только для себя.

Основной силой протестующих является средний шиитский класс и безработные выпускники. Их гнев в основном был направлен против правящих шиитских партий в провинциях, поскольку в стране отсутствует должным образом функционирующая центральная власть. Например, в демонстрациях  в Наджафе и Насирии участвовали юристы, врачи, ученые и просто официальные лица.

8 июня в Басре прошла демонстрация после длительного отключения электроэнергии и нехватки питьевой воды в условиях 50-ти градусной жары. Протесты обострились, когда официальные власти проигнорировали демонстрантов и оскорбили протестующих в поддержке террористов из ИГИЛ.

От этих оскорблений люди начали атаку на здания и партийные офисы политиков. Протесты быстро распространились на 12 из 18 иракских провинций, включая Багдад.

У этой интифады, похоже, нет единообразного или четкого руководства, а также внятных целей даже на местном уровне. Это действительно похоже на взрыв гнева, где разные течения действуют вместе и конкурируют друг с другом. Руководящая фракция на национальном уровне фрагментирована в каждой провинции, в каждом учреждении, среди личного состава сил безопасности и ополчения.

До сих пор режим не смог контролировать развитие событий, а скорые реформы не в состоянии помочь работой шиитскому среднему классу. Это совершенно новый этап, когда ситуация в каждой провинции сильно отличается от соседней.

Иракцев возмущает также и то, что доходы от продажи нефти и газа не приносят пользу населению.

Басра расположена на крупнейшем месторождении. Ирак экспортирует до 4,6 миллиона баррелей в день через южный порт. Несмотря на высокую добычу нефти на юге Ирака (в провинциях Басра, Дхи-Кар, Майсан, Мутанна и Васит), население ничего не получает от продажи этого богатства.

Блокирование поставок энергоносителей с юга страны серьезно напрягло покупателей, которые потребовали гарантий непрерывности процесса от руководства Ирака. Официальный Багдад пока пытается успокоить всех импортеров, что проблем с перебоями поставок не будет.

По факту иракский народ остался  в оккупированной стране во власти интересов геополитических сил, жадных до прибыли нефтяных компаний и коррумпированных политиков.

Иракцы по-прежнему несут бремя 28 летних санкций, войн, нищеты, смерти, разрушения, хаоса и крайнего неолиберализма. Население хочет более справедливого перераспределения имеющихся ресурсов.

Демонстранты также против раздела страны, против навязанного сверху сектантства и против иностранного вмешательства.

Разочарования жителей Ирака могут превратиться во врага режима в Багдаде, гораздо более сильного, чем даже ИГИЛ.

Правительство в Багдаде имеет возможность решения проблемы. Однако если оно будет продолжать перекачивать нефть из таких мест, как Басра и Киркук, в то время как люди там продолжают жить в нищете, следующий большой иракский кризис не заставит себя долго ждать.

Протесты на прошлой неделе на юге - это просто предупреждение, что терпение людей - будь то шииты, сунниты, курды или другие - имеет границы.

Настоящий социальный взрыв сметет не только само правительство, но и иностранные компании, потакающие интересам сегодняшних властей страны.

Ждём Вас на нашем канале Политика и экономика Politus, где публикуются дополнительные статьи, не размещенные на этом сайте

 

Россия отказывается становиться жертвой западного финансового терроризма

Следующая

В Китае казнены ценные агенты ЦРУ, разоблаченные спецслужбами Поднебесной

Предыдущая

1 комментарий

  1. Воевода 22 августа 2018 в 13:59

    Нет никаких сомнений, что за событиями в Ираке торчат американские уши


Оставить комментарий