ВХОД

Забыли пароль?
 

Референдум по независимости принес иракскому Курдистану неразрешимые противоречия

В мире Tugar 29.09.2017 1 386

Масуд Барзани, президент иракского Курдистана, объявил, что референдум о независимости закончился с оглушительным результатом в пользу автономного образования. В связи с этим начинается процесс серьезного противостояния между Курдистаном и соседями, в частности с Ираком. Премьер-министр Ирака Хайдер аль-Абади и Верховный суд Ирака считают  референдум неконституционным,  - сообщает Pepe Escobar.

Курды составляют примерно 22% от 32-х миллионного иракского населения. Они в основном сунниты и говорят на индоевропейском языке, близком к фарси. Иракские курды пользовались значительной автономией, особенно после того, как в 1991 году Буш-младший во время операции "Буря в пустыне" установил бесполетную зону над северным Ираком.

Курды сыграли важную роль в оказании помощи западной коалиции в 2003 году во время бойни, устроенной США, при проведении другой агрессии под названием "Шок и трепет". Пешмерга, как армия иракского Курдистана, де-факто является союзником США, и сражается против ИГИЛ (запрещено в Росии).

Несмотря на то, что руководство иракского Курдистана уже почти три десятилетия вынашивает мечты о выходе из состава Ирака, внутренняя политическая кухня далека от стабильности, поскольку в борьбе за власть соперничают Эрбиль и Сулеймания.

Племенным населением Эрбиля управляет клан Барзани. Более культурным населением Сулеймании руководит клан Талибани, а ее Патриотический союз Курдистана поддерживает тесные связи с Ираном. При этом Масуд Барзани рассматривается в Сулеймании не более, чем грубый оппортунист.

Референдум проводился в трех провинциях иракского Курдистана - Эрбиле, Сулеймании и Дохуке. Под участие в референдуме было привлечено также население Киркук,а нефтяной Мекке северного Ирака, где проживает смешанное население, состоящее из курдов, арабов (суннитов и шиитов) и туркменов.

С 2014 года более трех миллионов некурдов бежало из Киркука и его окрестностей в Турцию и Сирию, поскольку Барзани удачно использовал борьбу с ИГИЛ для аннексирования провинции и провел там свою собственную «мягкую» этническую чистку.

Курды также составляют почти пятую часть от турецкого населения в 75 миллионов человек. Так как Пешмерга старалась не ссориться с Багдадом, Анкара не решилась вторгнуться в Курдистан. Однако референдум заставил президента Турции Эрдогана резко повысить ставки. когда заявил, что «наши военные могли прийти сюда (в Курдистан)».

Конечно, в основе всего лежит интерес к нефти. Как подчеркнул Эрдоган, "давайте посмотрим по каким каналам северное иракское региональное правительство перегоняет свою нефть, или где она будет продаваться. Мы в любой момент можем эти поставки перекрыть".

Эрдоган, конечно же, хорошо оценивает курдскую ситуацию изнутри. Сможет ли независимое образование выжить из-за угроз Анкары, когда нефть продавалась бы по цене менее 60 долларов за баррель, учитывая тяжесть собственных военных расходов, коррупции и некомпетентности?

Назад Адхам, генеральный директор Министерства торговли и промышленности Курдистана, оценивает бизнес с Турцией и Ираном более, чем в $10 млрд в год. Автономия должна импортировать не менее 95% необходимой ей сельскохозяйственной продукции из Турции и Ирана. Опять же она полностью зависит от Анкары по вопросу экспорта нефти в объеме 550 000 баррелей в сутки.

Багдад вообще считает этот экспорт полностью незаконным. Курдистан контролирует более 40% иракской нефти. Ее оценочные запасы составляют около 45 миллиардов баррелей. Кроме нефти там находятся залежи природного газа в объеме около 150 триллионов кубометров. Таким образом, Курдистан отнимает у Ирака примерно  25% от общего объема нефтяных доходов.

В этот запутанный клубок вовлечен и иностранный капитал. В 2011 году, без одобрения Багдада, была заключена сделка с Exxon Mobil. Тогда  госсекретарь США Рекс Тиллерсон еще был ее генеральным директором. Total инвестирует в шайканское нефтяное месторождение. "Роснефть" подписала многомиллиардный контракт на строительство нового газопровода. Здесь же присутствует и британский Gulf Keystone Petroleum.  Скорее всего, этого не произошло бы, если бы у них не было гарантий безопасности из Анкары.

Однако основным оператором нефтяного бизнеса Курдистана является турецкая компания BOTAŞ Petroleum Pipeline Corporation. И Эрдоган прав: для полного прекращения подачи нефти в Средиземноморский порт Джейхан (закрытие крана) требуется только одно движение руки. Поэтому ключевое требование Эрдогана звучит как "никакой независимости".

А как насчет сирийских курдов?

Барзани удалось замолчать тот факт, что Курдистан отобрал провинцию Киркук только потому, что иракская армия покинула его когда столкнулась с ИГИЛ в июне 2014 года. Захват же ИГИЛом Мосула лидер Курдистана  посчитал прекрасным обстоятельством для раздела Ирака.

В действительности же в боях участвовали именно иракцы - и в решающей степени - шиитское ополчение в лице народных мобилизационных подразделений.  Курды же заботились только о защите территории Курдистана.

И в этом им оказал помощь Иран.  Иранский революционный гвардейский корпус фактически спас курдов, поскольку они были вооружены и поддержаны иранскими советниками из элитной Силы Кудс.

Несмотря на то, что нефтяные месторождения Киркука в настоящее время контролируются Пешмергой, Барзани никогда не был бы настолько глуп, чтобы участвовать в войне против Багдада. Это означало бы ведение войны и против Ирана.

Сирийские курды также участвуют в этих сложных переплетениях. Во всяком случае, Абдул Кадер Хевидили, заместитель командующего поддерживаемыми США Сирийскими демократическими силами, клянется, что сирийские курды полностью поддерживают стремление Барзани к независимости.

Ободренные тем, что в настоящее время они контролируют 25% территории Сирии и, возможно, 40% нефти и газа, при условии, что им удастся сохранить за собой богатую энергоносителями провинцию Дейр-Эззор, сирийские курды сами стремятся к независимости. Сначала они хотят получить автономию в составе сирийской федерации, а уж потом будут поднимать вопрос о создании собственного государства.

В этой ситуации становится неизбежным альянс Дамаск-Анкара, поскольку корыстные намерения курдов категорически не приемлет Эрдоган.

Поэтому Тегеран, Багдад и  Анкара, к большому недовольству Запада, желают предотвратить любое разделение Ирака.

Барзани также понимает, что выживание Курдистана зависит от благосклонности Турции, поскольку только она может обеспечить бесперебойный экспорт нефти. Однако цена за турецкую лояльность для Барзани уж очень высока. Эрдоган требует полного подчинения Рабочей партии Курдистана в Турции и курдов в Сирии. Он требует, чтобы курды оставили все свои амбиции. При таких обстоятельствах любое заявление Барзани по удовлетворению турецких интересов будет для него смерти  подобно.

Вместе с тем, все участники этого действа понимают, что Ирак, после разгрома ИГИЛ, становится всё сильнее. Его поддержку обеспечивают Россия, Сирия, Иран, Ирак плюс "Хизбалла". Плюс ко всему все стороны, включая Турцию, не желают раздела ни Сирии, ни Ирака.

Более того, Россия вновь вернула себе роль поставщика вооружения Ираку, продавав ему большую партию танков Т-90 на $1 млрд, усилив тем самым иракскую армию.

Таким образом, проект разделения Ближнего Востока через независимость Курдистана, по балканскому лекалу, дал большую трещину.

В глубокой задумчивости подвис альянс США и Израиля,  стремящийся обеспечить свои геополитические интересы любыми средствами, будь то военными, социальными, экономическими или за счет внутренних противоречий между государствами.

Вместе с тем, основные ходы на этом сложном плацдарме еще впереди.

 

Тревожная ситуация в Каталонии накануне референдума. Испания делает всё, чтобы предотвратить его про...

Следующая

Несмотря на жесткое сопротивление Израиля Палестина стала членом Интерпола...

Предыдущая

1 комментарий

  1. Эксперт 2 октября 2017 в 18:11

    В Курдистане спектакль только начинается. Расклад в итоге может быть любой!


Оставить комментарий