ВХОД

Забыли пароль?
 

Дефицит мировой электроэнергии будет покрываться за счёт российского газа, и временно - китайского угля. Американцы победу пророчат за Москвой

В мире Luxery 18.10.2015 0 1 232

«Несмотря на рост внимания общественного мнения к предмету экологически чистой энергии, две трети мировой электроэнергии, по-прежнему, производится за счет сжигания ископаемого топлива, причем, в основном обычного каменного угля», — отмечает в своем обзоре издание The Washington Post.

При этом, сами пропорции «производных» электроэнергии за последние 35 лет не сдвинулись с места, а возобновляемая и атомная энергетики так и не смогли увеличить свои доли.

Издание отмечает, что выбросы углекислого газа более чем удвоились с 1980 года, и это является следствием того, что мировой спрос на электроэнергию постоянно растет. Эти выводы основаны на данных ежегодного анализа по выработке электроэнергии в мире, который делает Международное энергетическое агентство.

В 1980 году в мире вырабатывалось 8,3 миллиона Гвтч электроэнергии в год и на сегодняшний день производство электроэнергии увеличилось почти втрое до 22,7 миллионов Гвтч. Причины объективны – население земного шара увеличивается и, соответственно, спрос на электроэнергию в развивающихся странах постоянно растет.

Примечательно, что в мире пропорционально к общему росту производства электроэнергии увеличивается потребление угля. Если в 1980 году на основе потребления угля вырабатывалось 3,1 млн Гвтч электроэнергии, то уже в 2012 этот показатель составил 9,2 Гвтч.

С точки зрения экологии, превалирование угля – это негативное явление, поскольку уголь дает наибольший выброс углекислого газа при производстве одного киловатт-час электроэнергии.

На 2012 году уголь был ответственен за 72 процентов таких выбросов, несмотря на то, что в последние три года рост потребления угля замедлился. Во многом, это связано с замедлением китайской экономики, которая является главным потребителем угля в мире.

При этом, выработка электроэнергии в Китае увеличилась за 35 лет в 20 раз, что и привело к тому, что потребление угля в мире фактически шло опережающими темпами по сравнению увеличением суммарного производства электроэнергии.

The Washington Post отмечает, что из-за чрезмерного потребления угля выработка электрической и тепловой энергии является крупнейшим источником выброса двуокиси углерода в мире – больше, чем транспорт или какая-либо другая отрасль мировой экономики.

Кроме того, дешевый уголь негативно влияет на разработку и расширение возобновляемых источников электроэнергии – солнечной, ветровой и гидроэнергетики, поскольку их экономическая конкурентность существенно ниже, несмотря даже на то, что доля возобновляемой энергии на мировом рынке электроэнергии выросла с 1,8 млн Гвтч до 4,8 млн, а ядерной с 0,7 млн Гвтч до 2,5 Гвтч.

Радует, что наибольший рост демонстрирует стратегический российский ресурс – природный газ. Если на 1980 год на основе потребления угля вырабатывалось 1,0 млн Гвтч электроэнергии, то на сегодня этот показатель вырос более, чем в пять раз до 5,1 млн  Гвтч. Лидерами по производству электроэнергии из природного газа являются Россия, США и Япония.

Примечательно, что единственным энергоресурсом, который в этой отрасли экономики демонстрирует падение, является нефть – ее доля на мировом рынке электроэнергии сократилась с 1,7 млн Гвтч до 1,1 млн Гвтч. Соответственно, неудивительно, что лидерами по производству электроэнергии из нефти являются Саудовская Аравия, Иран и пострадавшая от катастрофы в «Фукусиме», фактически не имеющая своих ресурсов Япония.

The Washington Post констатирует, что повышенное внимание США к производству электроэнергии из нефти и газа связано со «сланцевым бумом» в этой стране. И производство электроэнергии – одна из причин, по которой такие дорогостоящие технологии стали реальностью. Таким путем далеко не самый рентабельный сектор американской экономики «вытягивает» остальные отрасли народного хозяйства.

Издание приходит к выводу, что производство электроэнергии в мире будет расти, поскольку спрос на настоящий момент гораздо выше предложения, и он будет постепенно удовлетворяться.

Начиная с 1980 года в Индии производство электроэнергии выросло в 8 раз, несмотря на это 300 млн ее жителей до сих пор живут без электроэнергии, что в купе со стремительным ростом населения гарантирует продолжение увеличения выработки электроэнергии в этой стране с использованием любых источников.

Другой точкой роста The Washington Post называется Субсахарская Африка, где только 24 процента населения имеют доступ к электроэнергии и, соответственно, существует вероятность, что спрос здесь будет расти в геометрической прогрессии в ближайшие годы.

Заведующий лабораторией прогнозирования топливно-энергетического комплекса Валерий Семикашев констатирует, что уровень развития экономики не зависит от того источника, который она потребляет для производства электроэнергии.

«Принципиальной разницы для того, из чего получать электроэнергию для развитых или развивающихся стран – нет, поэтому потребление зависит от экономических условий в каждом конкретном государстве», — констатирует Семикашев.

Дело в том, что рынок нефти в мире имеет глобальный характер, в отличие от рынков угля и газа, где существует три мировых рынка – европейский, североамериканский и азиатский, в каждом из которых есть свои тренды и специфика.

С точки зрения мировой истории, сначала доминировали дрова, затем пришел уголь, ему на смену – нефть, а сейчас должен начать доминировать газ, но стремительное развитие китайской экономики «сбило все карты», поскольку модернизация Китая основывается на потреблении огромного количества угля.

При этом, даже статистика The Washington Post показывается, что будущее за газом. Очевидно, что его потребление на мировом рынке будет увеличиваться опережающими темпами, соответственно, китайский тренд можно признать локальным и временным.

Впрочем, нельзя говорить о какой-то однозначной динамике – достаточно вспомнить, что согласно всем прогнозам в Европе должно было увеличиться производство возобновляемой энергии вместе с потреблением газа, но благодаря известным политическим сложностям в отношениях между Евросоюзом и Россией доля газа в европейской экономике сейчас временно сокращается.

С точки зрения мировой экономики газ чрезвычайно перспективен, единственное, что сдерживает его потребление –  это сложность доставки, поскольку СПГ очень дорог, а газопроводы для природного газа строить накладно по многочисленным причинам.

Дмитрий Сикорский

Ждём Вас на нашем канале Политика и экономика Politus, где публикуются дополнительные статьи, не размещенные на этом сайте

 

Саморазоблачение премьера Болгарии: Договоры с американцами стыдно подписывать и читать!

Следующая

Как византийский император Василий II (Болгаробойца) боролся с олигархами

Предыдущая

0 комментариев

Оставить комментарий