ВХОД

Забыли пароль?
 

Экономическая и политическая активность Китая в Центральной и Восточной Европе как фактор разрушения Евросоюза

Политика Tugar 30.11.2017 1 276

Китайский бизнес активно прибирает к рукам лакомые куски активов и природных ресурсов по всему миру, в том числе, отжимая их у американских и европейских компаний. После азиатского региона, Ближнего и Среднего Востока, а также Африки интересы Пекина достигли и европейской части.

В Венгрии присутствие китайского бизнеса приветствуется и рассматривается как "движение к востоку". Сербские власти считают его основой "надежной дружбы", в то время как польское правительство видит китайские деньги "огромной возможностью», - считают James Kynge & Michael Peel.

Сообщество "16 + 1", объединяющее 16 стран Центральной и Восточной Европы, возглавляемое Китаем, получает все большее неодобрение в ведущих столицах ЕС. Эксперты полагают, что активность Китая может отрицательно сказаться на и без того непростых отношениях между Востоком и Западом.

Общеизвестна способность Китая финансировать и строить автомобильные и железные дороги, электростанции и другую инфраструктуру, которая необходима некоторым бедным странам Центральной и Восточной Европы . Но масштабы экономической китайской экспансии таковы, что уже перешли в откровенно политические и стратегические области, породив недоверие среди некоторых западноевропейских держав, которые сегодня пока еще доминируют в Евросоюзе.

Европейский дипломат на условиях анонимности пояснил, что субрегиональный подход "16 + 1" встречает множество подозрений не только в Брюсселе, но и в столицах многих государств-членов ЕС.

Другой высокопоставленный европейский дипломат, который также попросил остаться не названным, рассказал, что европейско-китайский формат "16 + 1" уже затрагивает, а иногда и вытесняет компетенцию ЕС. Хуже того, некоторые страны ЕС и Китай сепаратно осваивают новые области, а Брюссель не может видеть всей картины такого сотрудничества и наблюдает только вершину айсберга, - добавил аноним.

Тем не менее, вес Пекина неуклонно растет в глазах 16 -ти европейских стран - Венгрии, Болгарии, Румынии, Польши, Боснии и Герцеговины, Сербии, Хорватии, Словении, Словакии, Албании, Македонии, Черногории, Чешской Республики, Литвы, Латвии и Эстонии, то есть государств, расположенных в Центральной и Восточной Европе.

"Центр тяжести мировой экономики смещается с запада на восток, в то время как в западном мире все еще есть непонимание этого явления, что, похоже, не разумно", - заявил в октябре этого года премьер-министр Венгрии Виктор Орбан."Странно не понимать, что центр тяжести мировой экономики смещается от Атлантического региона к Тихоокеанскому региону. Это не мое мнение - это факт", - добавил он.

Приманка для стран Центральной и Восточной Европы очевидна. С 2012 года китайские компании, поддерживаемые государственными банками, объявили об инвестициях в инфраструктуру и смежные отрасли европейских стран в размере около $ 15 млрд.

Специалисты считают, что для Китая эти 16 европейских стран важны не только сами по себе, но и являются мостом для осваивания дальнейшей европейской части.

Конечно, китайские деньги по объему пока не сравнимы с структурными фондами ЕС, которые в рамках бюджетного раунда 2014-20 только для одной Польши предусматривают около 80 млрд. евро. Вместе с тем, обещанные инвестиции только приветствуются бенефициарами.

Китайские деньги могут быть не велики, но все равно существенны. Инвестиции в Сербию оцениваются в $ 1,9 млрд, в Венгрию - $ 1,5 млрд, в Чехию - около $ 3 млрд.

Брюссельские чиновники опасаются двух основных проблем. Во-первых, Китай может активизировать усилия по использованию влияния, которое он создает в Центральной и Восточной Европе, чтобы сорвать аспекты общей европейской политики в своих собственным интересах. Во-вторых, страны "16 + 1" могут использовать прочные связи с Китаем, чтобы усилить переговорные позиции против Брюсселя. По сути и то, и другое верно.

Европейские дипломаты говорят, что наблюдаемая динамика может подорвать эффективность Брюсселя в экономической сфере. Одна из проблем заключается в том, что стремление Китая к гарантированным контрактам для своих компаний подрывает единые рыночные правила ЕС в отношении государственных закупок. Этот вопрос особенно важен, поскольку Брюссель стремится внедрить процесс проверки внутренних инвестиций вопреки решительному несогласию Пекина, который в последние годы перекачал в Европу рекордные суммы денег.

Китайская экономическая активность в Европе

Албания и Черногория 2015: China Pacific Construction Group подписывает сделку на 3 млрд. евро для строительства скоростной автомагистрали между Черногорией и Албанией.

Босния 2014: государственная энергетическая компания Sinohydro и ExIm Bank of China подписали соглашение на 1,4 млрд. фунтов стерлингов для строительства дороги из Баня-Луки в Млиниште.

Чехия 2016: Китай и Чешская Республика инвестируют до 1 млрд. евро для создания Y-образного канала, соединяющего реки Дунай, Одер и Эльба.

Лидирующие европейские страны уже возмущаются китайским продвижением. В сентябре 2017 г. вице-канцлер Германии и министр иностранных дел Сигмар Габриэль призвали Пекин уважать концепцию «одной Европы», добавив: "Если нам не удастся разработать единую стратегию в отношении Китая, то Китаю удастся добиться успеха в разделе Европы".

МИД Китая объявил, что "шокирован" заявлением официальных германских деятелей и ответил публикацией в газете "Глобал таймс" о том, что концепция г-на Габриэля "одна Европа" неуместна, а его опасения по поводу группы "16 + 1" безосновательны. Одна Европа возможна географически, но не с точки зрения политики и экономики.

Китайцы ударили по самому больному, потому что экономически Европа подмята Германией, о политически - США.

Поскольку в КНР коммерция и бизнес всегда подчинены политике, а не наоборот, как на Западе, Китай никогда и не скрывал своих политических амбиций в Европе, хотя и не выпячивал их на первый план.

Инвестирование в европейскую дорожную инфраструктуру также имеет свою цель - продвижение концепции "Единая дорога - единый рынок" - "Шелковый путь" и т.д.

До заключения соглашения с 16 европейскими странами, Поднебесная притянула к своей орбите 64 страны, которые выстраивают цепочку от Азии к Европе в тех же политическо-экономических целях, что является приоритетом для сильного лидера Китая Си Цзиньпина.

Потенциальные плоды влияния Пекина стали очевидны в прошлом году, когда ЕС обсуждал, как реагировать на решение международного суда о том, что претензии Китая на морские права и ресурсы в Южно-Китайском море несовместимы с международным правом. По словам европейских дипломатов после трехдневных трудных переговоров между 28 членами ЕС, оппозиция - в основном из Венгрии и Греции - смогла снизить степень политизированности заявление так, что Китай в нем даже не упоминался.

Этим 16-ти младоевропейским странам выгодно вести самостоятельные переговоры с Китаем на двусторонней основе именно потому, что ЕС и/или Вашингтон в противном случае саботировали бы их планы, что в свою очередь, рушит общеевропейскую концепцию.

К отстаиванию своих интересов от диктата Брюсселя присоединились Финляндия, Нидерланды и Португалия, которые выразили обеспокоенность в связи с вмешательством ЕС в область, рассматриваемую ими как исключительно национальной компетенцией. Такие признаки свидетельствуют о процессе глубокого раздела между государствами-членами относительно того, насколько должна открываться торговая политика ЕС иным странам. Китай сыграл в этом процессе не последнюю роль.

Однако атака на Китай со стороны еврочиновников не прекращается. За последние годы европейский CFIUS заблокировал несколько сделок с участием китайцев. В этих происках подозревают американцев, которые намеренно не позволяют китайцам скупать активы в Европе.

Противодействие Китаю идет с переменным успехом. Часть сделок Брюсселю удалось остановить, другие нет. Например, Черногория подписала контракт на € 800 млн с ExIm Bank в 2014 году для финансирования дороги из порта Бар в Сербию, даже после того, как Международный валютный фонд предупредил, что соглашение на основе кредита угрожает финансовой стабильности.

Другой головной болью "Основного ЕС" является набирающая потенциал политическая сила группы "16+1". Если к 16 странам прибавятся еще 2, то в совокупности 18-ю голосами при приеме решений квалифицированным большинством эта группировка будет способна блокировать любые неприятные им инициативы евробюрократов. А таких решений принимается почти 80 процентов.

Некоторые скептики признают, что трения по поводу "16 + 1" отражают более широкую напряженность в ЕС, особенно между некоторыми восточными и западными государствами-членами. Брюссель находится в конфликте как с Венгрией, так и с Польшей в связи с нарушениями правил и ценностей ЕС .

"Мы должны ожидать, что Китай будет использовать фактор "16 + 1" для реализации своих собственных интересов в ЕС" , - говорит г-н Хиллман, директор проекта CSIS Reconnecting Asia Project. "Это стратегическая дипломатия: влиять и продвигать свои интересы любыми путями - экономическими, политическими, культурными - вполне освоена и апробирована китайцами".

В ближайшие годы экономическое и политическое влияние Китая будет вести к ослаблению воли чиновников из Брюсселя, а значит частично будет соответствовать и российским интересам.

 

Дьявольский ультиматум США палестинцам в связи с их обращением в Международный уголовный суд против ...

Следующая

Почему Израиль борется против еврейских организаций или чем досадили сионистам BDS и "Еврейский гол...

Предыдущая

1 комментарий

  1. Василь Белов 2 декабря 2017 в 20:34

    Китай прет вперед, как экскаватор. Он играет на противоречиях между государствами ЕС, используя не только свои возможности, но и американские устремления. То есть амеры натравливают Польшу на Германию и Брюссель, та ссорится с ними, а плодами этой политики пользуются китайцы!


Оставить комментарий