ВХОД

Забыли пароль?
 

Как в небе над Югославией был сбит американский самолет-невидимка F-117A ракетой советского комплекса 50- годов

История Luxery 28.03.2017 2 471

Шок, растерянность и страх. Так можно охарактеризовать чувства военнослужащих американских ВВС после получения ими известия о гибели в небе над Югославией новейшего "несбиваемого" военного самолета-невидимки F-117A . Это произошло на третий день после начала войны НАТО против Югославии, а именно  27.03.1999 года.

Еще более удручил американских авиационных специалистов тот факт, что разрекламированный на весь мир и самый совершенный на тот момент военный самолет, созданный по технологии "стелс", был сбит обыкновенной ракетой. выпущенной из ПВО С-125, созданного военно-промышленным комплексом Советского Союза  в конце 1950-х годов. Американцы  в этот факт первоначально отказывались верить.  

Как в небе над Югославией был сбит американский самолета-невидимка F-117A ракетой советского комплекса 50- годов  Командиром отличившейся 3-й батареи 250-й бригады ПВО, оборонявшей Белград, являлся  Золтон Дани. Он, как и все офицеры тогдашней Югославии, обучался в советском военном ВУЗе. Дани З. окончил Минское высшее инженерное зенитно-ракетное училище войск ПВО. К слову сказать,  часть остатков упавшего на землю  американского  F-117A  была переправлена для изучения в Россию, - рассказывает Юферев С.

Дани знал слабые стороны американских ВВС и их самонадеянность, поэтому выбрал тактику "засады". После того, как выяснилось, что  бомбардировщики летают без прикрытия по одному и тому же маршруту югославские зенитчики устроили F-117A достойную встречу.

Им помог в этом советский радар  П-18. Его динноволновые импульсы спокойно засекали изготовленный по "стелс" технологии самолет. Обнаружив цель, но не спугнув ее - радар включался кратковременно, зенитчики подпустили самолет на расстояние 15 км.

Низкая дозвуковая скорость и плохая маневренность F-117A, а также грамотные расчеты югославских специалистов не оставляли ему шанса выжить.  Советская ракета, выпущенная югославскими специалистами, сбила американца за 13 км до подлета к ракетному комплексу.

Как в небе над Югославией был сбит американский самолета-невидимка F-117A ракетой советского комплекса 50- годов  Этот героический эпизод югославских ПВО способствовал полному прекращению всей американской программы относительно  тактических бомбардировщиков F-117A Night Hawk. Несмотря на миллиардные вложение в проектирование, создание и эксплуатацию этих самолетов, несмотря на почти 860 выполненных боевых заданий над Югославией, военное командование США приняло нелегкое для себя решение прекратить производство  этих машин, стоимость каждой из которых обходилась государственному бюджету более $110 млн.

История поражения F-117A в Югославии была единственной на всем протяжении использования самолета. Но и этого оказалось достаточным для сворачивания его производства. Однако некоторое время "стелсы" использовались в других американских военных кампаниях, к примеру, в Ираке.

В ВВС США было поставлено 64 единицы F-117A, из которых один был сбит в Югославии и шесть пришли в негодность в небоевых условиях.

Планы использования самолетов этого типа вплоть до 2018 года были пересмотрены и к 2008 году все F-117A перестали нести боевое дежурство и прекратили участие в боевых действиях.

Как выяснилось в дальнейшем, умелая работа югославских ПВО, оказалась спусковым крючком, после нажатия которого все недостатки новейшего F-117A стали известны широкому кругу лиц. А их оказалось критически много.

Проектировщики и создатели F-117A поставили на этой модели эксперимент, минимизировав возможности обнаружения этой боевой машины наземными средствами ПВО, но в ущерб другим качествам.

Как в небе над Югославией был сбит американский самолета-невидимка F-117A ракетой советского комплекса 50- годов  Самолет не обладал достаточными для военной техники летными характеристиками.  Оптимальная скорость для F-117A являлась дозвуковая.  Ему была присуща невысокая маневренность, именно поэтому его достала ракета  комплекса ПВО С-125.  Пилотирование самолета сопровождалось риском для пилота в следствии его путевой и продольной статической неустойчивости.  Американцы были вынуждены смириться с имиджевыми потерями, но от самолета отказались.

Возвращаясь к уничтожению югославами самолета следует отметить высокие боевые качества югославских военнослужащих Золтона Дани.

Как в небе над Югославией был сбит американский самолета-невидимка F-117A ракетой советского комплекса 50- годов

В целях избежания обнаружения своего подразделения со стороны НАТОвских войск, он не использовал радиосвязь и часто менял дислокацию.  Контроль и управление осуществлялись либо посредством кабельной связи, как во времена Великой Отечественной Войны, либо с использованием посыльных.

Умелое маневрирование и опыт позволили ему продержаться  практически без потерь все время военной агрессии, то есть почти 80 дней. За это время он бесконечно менял позиции, передвигая свои комплексы на расстоянии более 1 000 км, при чем делая это скрытно и незаметно для военной радио-  и наземной разведки противника.

Подвиг зенитчиков, на примере Дани, показал, что умный и грамотный подход к командованию и управлению подразделением может противостоять даже самому современному вооружению противника.

 

Покушения на русский алфавит и орфографию чуть не закончились их тотальной заменой на латиницу...

Следующая

Битва при Цорндорфе с армией Фридриха II. Когда героизм и мужество русского солдата побеждают вопрек...

Предыдущая

2 комментария

  1. Мирон 28 марта 2017 в 18:14

    Очень круто! Молодцы югославы! Они сами по себе, без внешней помощи, боролись с НАТО как могли!


  2. cherva 29 марта 2017 в 10:47

    Даже если один из выпускников МВИЗРУ ПВО совершил подобное - мы учились не зря! А нас таких МНОГО!!!


Оставить комментарий