ВХОД

Забыли пароль?
 

Япония и Турция изучают альтернативу мировой гегемонии США, изучая предложения России и Китая

Аналитика Tugar 16.07.2018 1 564

Существуют две страны, которые больше, чем другие, показывают, как западный порядок мира претерпевает глубокие изменения, - считает Federico Pieraccini.

Речь идет о Японии и Турции, которые расположены в двух разных и отличающихся друг от друга географических районах. Они уже задумываются о принятии стратегических решений относительно своего будущего. Их геополитическая траектория все больше отходит от Вашингтона и приближается к Китаю, России, Индии и Ирану.

Япония и Турция играют важную роль в осуществлении США контроля на Ближнем Востоке и в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Обе страны имеют конкурентоспособную экономику, по сравнению с соседями, и оба государства часто оказываются союзниками стран, включенных в орбиту влияния Вашингтона.

Япония имеет хорошие отношения с Южной Кореей, а Турция, до последнего времени, имела привилегированные связи с Саудовской Аравией и Израилем. Помня о том, что США стремятся продлить и консолидировать свое региональное господство, Вашингтон всегда старался иметь с этими двумя странами  прекрасные отношения, используя их в качестве инструмента обеспечения своего постоянного присутствия в региональных делах.

Япония и Турция прекрасно выполняли роль проводника идей Америки в военном, финансовом и экономическом плане.

Например, Анкара является ключевой частью НАТО и предлагает для использования военную базу Инджирлик, позволяющую поддерживать военное влияние США на Ближнем Востоке. Катар является сподвижником Турции благодаря общим религиозным связям с организацией "Братьев-мусульман" (запрещена в России). Поэтому не случайно, что одна из самых важных американских авиабаз находится в Катаре, что способствует дальнейшему продвижению регионального присутствия Америки.

С помощью этих военных объектов Вашингтон поддерживает противостояние с Ираном, Россией и Китаем. В силу своей военной и экономической мощи, которая прямо или косвенно выражается через соответствующих союзников, таких как Турция и Япония, Соединенные Штаты стремятся контролировать определенные географические районы.

Япония, например, оказывается в исторически выгодном положении, чтобы противостоять китайско-российскому влиянию в Тихом океане. Япония, являющаяся ключевым союзником Соединенных Штатов, была фактически оккупирована Вашингтоном с момента окончания Второй мировой войны и всегда рассматривается как цепь островов, идеально подходящих для сдерживания военной экспансии России и Китая.

Первоначально в сознании таких политиков, как Бжезинский, Япония и Турция, имели жизненно важное значение из-за двойной роли, которую они играли. Учитывая их привилегированное стратегическое положение они контрастировали не только с Китаем и Ираном, но и с Россией.

Япония и Турция изучают альтернативу мировой гегемонии США, изучая предложения России и Китая

На протяжении последних нескольких десятилетий Турция и Япония имели некоторые острые подогреваемые США разногласия с Ираном, Россией и Китаем.

Россия и Япония так и не подписали мирный договор с момента окончания Второй мировой войны. Япония и Китай в течение многих лет испытывали сильные разногласия по поводу событий Второй мировой войны, а также по поводу их соперничества в Тихом океане.

На Ближнем Востоке Россия и Турция только в последнее время стали ситуационными союзниками, поскольку Анкара была категорически против присоединения Крыма, желая сама его присовокупить к своим территориям.

Самое главное, что Турция до сих пор не согласна с поражением в антисирийской кампании. Формально она вынуждена смириться, но выступает против единства Сирии, чьим мощным союзником является Иран.

Победа Трампа, начало изменения однополярного миропорядка и ряд разумных стратегических решений Ирана, России и Китая послужили началом процесса политической и экономической трансформации в этих двух регионах. При чем способы изменений значительно отличаются.

На Ближнем Востоке силы, поддерживающие Дамаск, прекращают конфликт и выводят Турцию из лагеря агрессоров. Анкара предпочитает поддерживать все стороны конфликта. Москва это прекрасно понимает, но для нее такой расклад все же лучше, чем прямая конфронтация с Турцией.

Сближению между странами способствовал неудавшийся государственный переворот в Турции, который Анкара приписывает Гюлену и ЦРУ. При этом разногласия по поводу ситуации в Сирии и Ираке ушли на второй план. Другим фактором потепления отношений стала блокада Катара, союзника Турции, которую с благословения Трампа осуществляют Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты.

В копилку внешних факторов, которые улучшают отношения можно отнести курдский вопрос, а также обострение противоречий между Анкарой и Евросоюзом по мигрантскому кризису.

В отличие от Турции Япония поддерживает относительно хорошие отношения с Вашингтоном. При чем повышение торговых тарифов дали Абе дальнейший стимул к проведению гораздо более независимой политики, чем в прошлом.

Отказ Трампа от Транс-Тихоокеанского партнерства (ТЭС) подтвердил опасения Абэ и японского истеблишмента. Токио пошел по пути поддержки тесных отношений с многими заинтересованными сторонами и считает это своим экономическим приоритетом.

В качестве замены ТЭС было предложено создание экономической зоны между АСЕАН, Японией и Южной Кореей. Япония также пытается расширить количество поставщиков источников энергии. В настоящее время 80 % энергоносителей поступает в страну из Ближнего Востока. Япония по этому вопросу начала сближаться и с Россией, как с  легкодоступным источником энергоресурсов.

Несмотря на отсутствие решения территориального спора относительно Курильских островов, экономические и энергетические отношения с Россией выходят на первый план.

Другим важным аспектом в стратегическом открытии Японии является участие в Китайской инициативе по поясам и дорогам (BRI), что значительно сближает две страны.

Анализ ситуации относительно Турции и Японии указывает, что находясь в самых разных ситуациях, каждое государство имеет свой широкий спектр вариантов деятельности и набор инструментов.

Очевидно, что эти два государства находятся на переходном этапе, который не может длиться вечно. Обе страны в настоящее время пользуются преимуществами плодотворного диалога с конкурирующими группами, то есть США и Европой, с одной стороны, с Россией, Китаем и Ираном - с другой. Стратегия Абэ и Эрдогана, похоже, направлена на то, чтобы работать сразу со всеми, а не оказаться в ситуации выбирающих к кому в итоге примкнуть.

Для Турции, важного члена НАТО, отсутствует практическая возможность покинуть блок, учитывая стратегическое значение этой страны. Однако получение от России современных ПЗРК С-400, похоже, уже создает курс для серьезных разборок с Вашингтоном.

Япония более сомневается в диверсификации своих отношений с американцами, чем Турция, предпочитая продолжать плодотворный диалог с Вашингтоном и его основными союзниками в регионе. Один из элементов, который мог бы серьезно ограничить поддержку Абэ Трампа, касается переговоров с Северной Кореей.

Япония не в восторге от перспективы объединения двух Корей, поскольку тогда получит сильнейшего конкурента в регионе, который неизбежно пойдет на полную интеграцию с Китаем. Тем самым, серьезно усилится альянс между Китаем, Россией и Корей в ущерб интересам Японии, которая останется изолированной от континентального блока.

Подобное изменение уже происходит на Ближнем Востоке, когда Турция, Иран и Россия в Астане пытаются стабилизировать Сирию без участия Соединенных Штатов. Это означало бы серьезную потерю влияния США в регионе. Именно поэтому Токио начал торговое сотрудничество с АСЕАН, Россией, и стал участвовать в инфраструктурном китайском проекте "Шелковый путь".

Конечно процессы дрейфа от США не происходят в одночасье. Экономически Японии и Турции предлагают отойти от расчетов в долларах США путем заключения двусторонних соглашений для перехода на национальные валюты. Это как раз то, что  Россия, Китай, Турция и Индия делают с Ираном.

В феврале этого года Россия сократила портфель американский облигаций на $ 9,3 млрд. В апреле Москва избавилась от американских казначейских облигаций уже на рекордные $ 47,4 млрд из имеющихся $ 96,1. В марте Москва скинула еще $ 1,6 млрд американских долговых бумаг.

Другие держатели американского долга сделали тоже самое. Япония продала около $ 12 млрд, Китай ликвидировал около $ 7 млрд, а Ирландия выбросила из своего портфеля более $ 17 млрд американских правительственных облигаций.

Москва, Пекин и Тегеран по факту предлагают Японии и Турции мир, развитие и взаимную выгоду, чтобы ускорить замену Соединенных Штатов как центрального игрока в международных отношениях.

Это будет нелегко, учитывая характер Абэ и Эрдогана, но Си Цзиньпин и Путин продемонстрировали себя мастерами умного сочетания коммерческих, экономических, военных и дипломатических ходов в связке Россия, Китай, Сирия и Иран.

Ждём Вас на нашем канале Политика и экономика Politus, где публикуются дополнительные статьи, не размещенные на этом сайте

 

Мнение из Ближнего Востока: почему Россия не бросит Иран в Сирии

Следующая

Американский доллар в мировой гегемонии: путь от успеха к падению

Предыдущая

1 комментарий

  1. Петров 25 июля 2018 в 12:11

    Мечутся сердешные от молота к наковальне! Китай уже занес свой молот


Оставить комментарий