ВХОД

Забыли пароль?
 

Разница между светским исламом и клерикализмом на Ближнем Востоке и к каким последствиям ведет неправильное понимание этих понятий

Аналитика Tugar 11.07.2017 1 210

Запад привык все упрощать. Однако такое упрощение зачастую влечет за собой совершение критических ошибок в восприятии окружающего мира и циркулирующих в нем процессов. Равно это относится и к религии.

Аксиома гласит, что политик вправе быть атеистом, агностиком или верующим. Однако его служение Богу ни в коем случае не превращает его политическую партию в церковь.

На Западе принято рассуждать о «совместимости ислама и демократии» или «исламе и секуляризме». Эти указывает на то, что по своей природе ислам является клерикальным, а потому не религией, а политическим течением. Следовательно, самые «радикальные» мусульмане - террористы и наоборот, - полагает Thierry Meyssan.

Однако Ближний Восток с его главным образом мусульманским населением делится между верными последователями этой религии и сторонниками политической системы, которая ими старается манипулировать.

Следует понимать, что если вы считаете, что имеете четкое представление об Исламе, то это только означает, что вы знаете только одну из его форм, поскольку эта религия существенно отличается от Марокко до Китая. При этом, на  литургическом или юридическом уровне вряд ли существует какое-либо сходство между исламом Шарджи и исламом Явы.

В течение первых четырех столетий существования ислама все мусульмане согласились с необходимостью интерпретации Корана, что привело к разработке четырех различных правовых систем (ханафит, малекей, шафиит и ханбалит) в зависимости от местной культуры. Но уже в конце X века, в связи с  расширением этой религии и опасаясь разделения, суннитский халиф запретил дальнейшую интерпретацию. Только шииты продолжили данную практику.

Ислам многогранен, особенно если изучать его через призму собственной культуры того народа, который его исповедует.

Принимая тот факт, что Магомет жил в Аравии, саудовцы считали, что они спонтанно смогут понять смысл Корана, как будто их общество и их язык не развивались в течение последних 1400 лет. Для них, как и в 18 веке для Мухаммеда бен Абдель Ваххаба, Магомет укрепил ценности кочевого племени. Так появились «ваххабиты».

Например, Коран осуждает идолов - поэтому ваххабиты уничтожают статуи античных богов, чего пророк никогда не делал , но такое поведение соответствуют их бедуинской культуре. Аналогичным образом в VIII веке византийским христианам пришлось иметь дело с саудовскими «иконоборцами», которые уничтожили во имя Христа украшения церквей.

Кочевой трайбализм даже не признает понятие Истории. Ваххабиты уничтожили дом пророка в Мекке, потому что он стал местом паломничества и, следовательно, по их словам, местом идолопоклонства. Но они не останавливались на достигнутом. За последние несколько лет последователи Ваххаба уничтожили весь великолепный древний город Мекку, поскольку не признают никакой культурной заинтересованности в том, что они видят в нагромождении старых камней.

Если говорить о буквальном восприятии, то это «фундаменталисты», и поэтому, как правило, они пытается жить, как сподвижники пророка. В этом случае человек считается «салафитом», потому что он стремится жить как святые предки («салафы»). Это движение, родившееся в 19 веке в Египте, стало  ответом на ваххабизм и было чрезвычайно либеральным. Однако с тех пор стало очень репрессивным.

Например, большинство сегодняшних салафитов запрещают употребление алкоголя, но некоторые шейхи, напротив, утверждают, что законно пить в умеренных количествах. Все они излагают свои аргументы, ссылаясь на Коран, который содержит, по-видимому, три противоречивых положений по этому вопросу.

Все религии сталкиваются с невозможностью воспроизвести священные тексты, которые никто не может восстановить в оригинале. Например, в XX веке христианское харизматическое движение породило противоречивое понимание сексуальности в зависимости от того, основывались ли они непосредственно на Евангелиях или на нравственности посланий Павла.

В течение последних нескольких лет под влиянием работы европейских экзегетов, касающихся написания библейских текстов, несколько авторов ставят под сомнение даже подлинность текстов Корана.

Халиф Дамаска, чтобы утвердить свою власть, потребовал объединить тексты, приписываемых Магомету, из которого он составлял Коран, а затем приказал сжечь все другие версии. Однако в слове «Магомет» не указывается конкретный человек, это титул, присвоенный мудрецам. Поэтому возможно, что Коран воспроизводит слова нескольких пророков, что, по-видимому, подтверждается наличием в канонических текстах разных литературных стилей.

Археологи обнаружили тексты Корана, которые предшествуют канонической версии. Между этими текстами, написанными с разными алфавитами, существуют различия, иногда значимые. Действительно, канонический Коран был написан с использованием упрощенного алфавита, который был завершен позднее, в VIII веке. Эта транскрипция сама по себе является интерпретацией, и, возможно, содержит неточности.

По-видимому, некоторые суры Корана воспроизводят старые тексты, используемые христианами региона. Они были написаны не на арабском языке, а на арамейском, Некоторые определенные слова были сохранены в окончательном тексте. Их современное чтение является объектом многочисленных недоразумений. Таким образом, террористы ИГИЛ (запрещено в России), надеясь на награду в раю, неправильно понимают значение отдельных слов. Получилось так,  что  слово означающее «белый виноград», ими было понято, как «широкоглазые девы».

В первом приближении все кажется достаточно простым:  ислам - религия Корана. Однако наряду с этой священной книгой свято почитаются и работы, написанные часто сотни лет спустя людьми, которые не могли засвидетельствовать факты, которые они представляют. Такие утверждения гораздо более многочисленны, чем это может происходить в пространстве за один период жизни человека.

Они иллюстрируют очень разнообразные и противоположные мнения. Некоторые из них демонстрируют ужасающий уровень интеллекта и могут служить оправданием чего-либо вообще. Неоправданное доверие к этим писаниям глубоко исказило передачу послания Корана.

В теории все эти обсуждения маскируют еще одно существенное понимание: если религия - это попытка связать человечество с Богом, то это, очевидно, эта попытка является одновременно источником всех недопониманий.

Действительно, как мы можем притворяться, что знаем Бога, если он имеет совершенно иной и превосходящий характер, чем наш собственный? И даже если предположить, что Он действительно выразил Себя через пророков, как мы можем притвориться, что понимаем то, что Он сказал нам? Следует отметить, что с этой точки зрения вопрос о существовании Бога, то есть совесть, превосходящую нашу собственную, не имеет никакого значения. Это, например, идея, поддерживаемая христианскими святыми Григорием Назианзусом или Франциском Ассизским.

Однако с этой точки зрения люди, которые пытаются приблизиться к Богу, то есть не применять Его Закон, а помочь эволюционировать человеческой природе в направлении стать более сознательной - считают необходимым делиться своим опытом - и в этих целях создают церкви. Чтобы функционировать, эти церкви имеют тенденцию формировать постоянных сотрудников, священников или имамов. В христианстве эта функция появилась только с 3-го века, то есть нескольких поколений спустя после смерти Иисуса. Во всех религиях эти священнослужители переживают промежуточный статус между миром и Богом.

Однако ни один из основателей великих религий никогда не создавал церковь или не создавал духовенство.

Подобно тому, как Европа сделала огромный шаг назад после великого вторжения, разрушившего Римскую империю (гунны и готы), так и мусульманский мир сделал шаг назад после монгольского нашествия (Чингисхан и Тимур).

Если в Европе эта травма длилась всего три века, то в арабском мире она была искусственно затянута  по времени османской и европейской колонизациями. Хотя это не имеет ничего общего с историей христианства или ислама, достаточно клириков, которые притворяются, что те шаги назад являются последствиями всеобщей греховности. В связи с чем они предлагают вернуться в золотой век через их учение, а не следовать новому пониманию.

Клирики стали участвовать в политике и стремились навязать свое видение вещей во имя Бога. Результатом является соперничество между духовенством и мирянами. Во Франции, к примеру, светская королевская власть вступила в конфликт с клерикальным папством. В арабском же сообществе, которое является меньшинством в мусульманском мире, этот конфликт взорвался деколонизацией и движениями за независимость.

Националистические лидеры (Насер, Бен Барка) оказались в конфликте с «Братьями-мусульманами» (запрещена в России). Во время «холодной войны» первые поддерживались Советами, а вторые - НАТО. Распад СССР ослабил националистический лагерь и привел к волне исламизма. Кроме того, «арабская весна» была операцией НАТО, целью которой было окончательное искоренение националистов в интересах "Братьев-мусульман". Толпы, которые поддерживали эти движения, никоим образом не пытались установить демократические государства. Напротив, их убедили в том, что, поставив мусульманское братство во власти, они будут создавать идеальное общество и новый исламский золотой век. С тех пор они изменили свое мнение.

Политическая религиозное движение «Братья-мусульмане» было восстановлено в 1951 году британскими спецслужбами на руинах одноименной организации Хасана эль-Банны. Это матрица терроризма в мусульманском мире, сформировавшая каждого руководителя террористических организаций от Усамы Бен Ладана до Абу Бакр аль-Багдади. Само движение и ее вооруженные организации работают в сотрудничестве с империалистическими державами. Согласитесь, но в этом нет ничего религиозного.

Важно понимать, что" Братья-мусульмане" и их организации-джихадисты, Аль-Каида (запрещена в России) и ИГИЛ, не являются радикализированными мусульманами, как ложно пытается это представить Запад. Это политические, а не религиозные движения. Тот факт, что они цитируют отрывки из Корана в течение всего дня, не делает их религиозными. Они не более, чем клирики.

Откат от «арабской весны» начался в июне 2013 года в Египте, где 33 миллиона граждан протестовали в течение пяти дней против диктатуры "брата" Мохамеда Морси. В итоге на сторону протестующих для восстановления конституционного порядка встала армия. Каждая политическая партия, без исключения, и все религиозные организации объединились вокруг армии против «Братьев-мусульман». Другими словами, в целях секуляризма и против клерикализма.

В последующие месяцы глава армии генерал Абдель Фаттах аль-Сисси, тогда не выказывающий стремление стать президентом, передал Саудовской Аравии документы, которые были захвачены в штаб-квартире Братства. Они подтвердили тот факт, что некоторые члены Братства готовили свержение Саудов и их изгнание из Катара. Реакция Эр-Рияда была незамедлительной: арест нескольких членов Братства в Аравии, нападения в Катаре и безусловная поддержка выборов генерала аль-Сисси.

Ситуация в Саудовской Аравии была еще более сложной. С 1961 года власти страны спонсировали Братство через Лигу мусульманского мира;. Сам саудовский  режим был основан на ваххабизме и, следовательно, клерикализме, как и у «Братьев-мусульман».

Король развязал руки правлению Найфа для подавления путчистов в целях восстановления порядка. Все было примерно так,  как и в 1990 году во время восстания суруристов. В то время лидер «Братьев-мусульман» Мохаммед Сурур сумел убедить саудовских ваххабитов взять власть. Потребовалось целых пять лет, чтобы подавить восстание.

История сделала новый круг и ситуация в очередной раз взорвалась, когда в мае 2017 года президент Дональд Трамп прибыл в Эр-Рияд, чтобы потребовать от мусульманских держав прекратить свою связь с "Братьями-мусульманами". Саудиты на этот раз решили не только отмежеваться от Братством, но и отказаться от политического ислама.

При этом надо понимать, что факт принятия светской позиции никоим образом не затрагивает фундаментализма и салафизма. Монархия короля Салмана оказалась в том же положении, что и французская монархия Филиппа. Чтобы осуществить эту решительную эволюцию, семейный совет Дома Саудов 31 голосом против 4  принял решение назначить принца Мохаммеда Бен Салман в качестве своего следующего короля.

В ответ на это Катар и Братство немедленно связались с Турцией и Пакистаном. Прежде всего, они объединились с Ираном, несмотря на то, что все еще сражаются с революционной гвардией на полях битв в Сирии и Йемене, а правительство шейха Рохани разделяет их клерикальную концепцию ислама.

Этот облик Ирана демонстрирует оппозицию между ее политической властью и ее военной мощью. Он основан на пакте, заключенном между Хасаном эль-Банна, основателем "Братьев-мусульман", и тогда еще юным аятоллой Хомейни. Это было соглашение, согласно которому Братство обязалось не вести  религиозной войны между суннитами и шиитами, в дальнейшем нарушенного ИГИЛ. Указанное соглашение было основано на двусмысленности революции 1979 года. Она была одновременно антиимпериалистической в силу светского движения, но и в своем роде клерикальной. При этом Хаменеи стал поддерживать баланс между этими фракциями.

Надо полагать, что  конфликт в отношениях между Саудовской Аравией, Египтом и Катаром не ,будет быстро разрешен, поскольку суть его  символизирует антагонизм между мирянами и клерикалами.

Вопрос в том, понимают ли западные державы, что на самом деле происходит на «Большом Ближнем Востоке». Ведь многие из них до сих пор считают президента Ахмадинежада священнослужителем. Они полагают ,что фундаменталист Морси был свергнут в Египте в результате государственного переворота. Они притворяются, что Ливия и Сирия не подвергались нападению со стороны, а преобразовывались в результате  демократической революции.

Если они так и дальше будут лгать себе и другим, то окончательно потеряют контакт с реальностью.

 

Как Израиль объясняет свое нежелание присоединиться к российско-американскому плану о прекращении ог...

Следующая

Польская концепция "Междуморье 21 века", поддержанная США и Китаем, и ее геостратегические последс...

Предыдущая

1 комментарий

  1. Валерий 13 июля 2017 в 11:23

    Занимательное исследование о исламе и его течениях


Оставить комментарий