ВХОД

Забыли пароль?
 

Судьба сделки по ядерному вопросу между США и Ираном повисла в воздухе из-за финансовых неопределенностей

Аналитика Politus 30.07.2016 1 591

Наступила первая годовщина исторического соглашения по ядерной тематике между Ираном и США. Несмотря на возлагаемые на него надежды отношения Иран-США не достигли планируемой нормализации из-за финансовых санкций, которые США еще полностью не отменили, а противники компромисса и в США, и в Иране продолжают выступать против него, - сообщает NEO.

Оппозиционные силы в обеих странах задаются разными вопросами на одну и ту же тему. Американская оппозиция задает вопрос: что дает такое соглашение, кроме как возможного нападения на Иран, в то время когда США не в состоянии урегулировать сирийскую проблему. Иранцы же спрашивают, имеется ли другой способ справиться с санкциями и улучшить экономику Ирана?

Запад, особенно Европа, является энергодефицитной территорией. Огромная часть экономики Европы зависит от импорта нефти из Ближнего Востока, том числе и из Ирана. Сам Иран нуждается в технологиях и инвестициях из Европы. Однако американские санкции держат на экономическом поводке европейские структуры, не позволяя им осуществлять взаимовыгодное сотрудничество. Для чего последние ищут обходные пути.

Собственно говоря сами США не позволяют и своим предпринимателям заключать с Ираном взаимовыгодные сделки. 8 июля 2016 года, палата представителей Конгресса США приняла законопроект, который направлен на блокировку продажи американской авиастроительной компанией Боинг самолетов в Иран на сумму примерно $25 млрд. Это очень чувствительный удар по компании, ведь самолеты, при определенном раскладе, могут быть поставлены Ирану все-таки и из Европы.

Центральный вопрос - финансовые санкции, включающий в себя неспособность и нежелание мировых банков финансировать соглашения, которые Иран недавно подписал с некоторыми европейскими компаниями. За годы применения санкций европейские банки заплатили миллиарды долларов в качестве штрафов за сотрудничество с иранскими финансовыми учреждениями. В самом печально известном случае французский PNB Paribas выплатил почти $9 миллиардов за нарушение санкций против Ирана. Конечно же они не хотят снова терять такие огромные деньги.

При таких обстоятельствах финансовая неопределенность укрепляет позиции противников компромисса в Иране, с которыми Рухани придется бороться на выборах в следующем году. Медленное восстановление экономики с большой вероятностью может привести к политическому поражению умеренных, что в свою очередь может повлечь возобновление “плохих отношений” между Ираном и Западом.

Противники компромисса уже обвиняют президентскую фракцию в неспособности после подписания соглашения быстро улучшить уровень жизни населения. В вину действующей власти вменяют  медленное восстановление экономики, в связи с низкими ценами на нефть, а также неспособностью привлечь в Иран “обещанные” иностранные инвестиции. Некое высшее иранское должностное лицо, пожелавшее остаться анонимным, сообщило Агентству Рейтер о том, что в Иране усилилась политическая борьба, накал которой будет только увеличиваться вплоть до выборов в Иране. Чиновник добавил, что сам Рухани испытывает серьезные сомнения относительно выставления своей кандидатуры на новый срок.

В то время как противники компромисса обвиняют Рухани в неудаче и вере на слово “коварным американцам”, сами американцы практически не делают ничего, чтобы помочь сторонникам соглашения. В течение многих десятилетий США опутывали Иран различными санкциями. На сегодняшний день между Ираном и европейскими странами фактически отсутствуют или очень пассивно ведутся банковские операции. Иранские деловые круги полагают, что США обстоятельно не объяснили мировому банковскому сообществу, что разрешено и что запрещено. Такая неопределенность приводит к неуверенности, в связи с чем международные банки отказываются проводить транзакции по вновь заключенным иранцами сделкам. Эта неуверенность проникла и в другие сектора.

Например иранские структуры, базирующиеся в Дубае, исторически одном из основных торговых партнеров Ирана, жалуются, что они не могут получить аккредитив для финансирования сделок по собственной стране, а ряду иранским компаниям банки просто закрыли расчетные счета.

Такая расклад создает щекотливую ситуацию в Иране, где противники компромисса все более и более находят доводы в пользу будущего президента, который получает инструкции и наставления непосредственно от союзников Хаменеи. Однако это видимая часть проблемы, поскольку скрытая часть заключается в том, что большинство противников компромисса управляет огромной частью экономики Ирана.

Существует и иная причина почему инвестиции не достигают Ирана. Европейские и азиатские финансовые конгломераты, которые так или иначе хотели бы вложить капитал в иранский рынок не знают, как обойти множество американских санкций, которые продолжают распространяться на организации и людей, имеющих связи с иранским Революционным Корпусом Охраны (IRG). IRG, по некоторыми оценкам, прямо или косвенно управляет до 40% экономики Ирана и стремится полностью использовать новую фазу иранской политики, чтобы расширить свой контроль над экономикой и государством.

Не трудно понять, что если США не будут соблюдать свои обязательства, как было обещано и откажутся предпринимать шаги, которые конкретно принесут пользу поврежденной экономике Ирана, то у противников компромисса в Тегеране будет предлог для усиления пропагандистской кампании против Рухани и всего реформистского лагеря. Их пропагандистский крестовый поход, который уже начался, нацелен на убеждение населения в том, что президент Рухани неспособен исправить национальные экономические трудности, а его инициатива переговоров и восстановления отношений с США была бесплодной и непроизводительной. Вывод от такой риторики напрашивается сам собой: стране нужен истинный революционер, который вернет бескомпромиссный подход против "запугивания” страны и будет следовать заветам “экономике сопротивления”.

В то время, как в Иране происходят внутренние споры в отношении заключенного соглашения по ядерной проблеме, в США кандидат в президенты Дональд Трамп также критикует данное соглашение. Это означает отсутствие однозначного понимания ситуации как в Иране, так и в США, а значит будущее иранской экономики будет зависеть от выборов в обеих странах.

В любом случае соглашение постигнет крах, если противники компромисса захватят власть или в той, или в другой стране. Пока это не произошло судьба соглашения все еще зависит от соблюдением США своих обязательств, которые они взяли на себя по отношению к Ирану.

 

Почему Вашингтон опасается предстоящих переговоров между Путиным и Эрдоганом...

Следующая

Особенности индивидуального террора в Европе. Франция, Германия ... дальше может быть везде...

Предыдущая

1 комментарий

  1. Бук 31 июля 2016 в 00:44

    Американцы просто играют на иранском поле по принципу: если не мы, то сами иранцы устроят переворот, а США обязательно помогут победителям


Оставить комментарий